Планка ядерной безопасности на должной высоте

Shemigon

Генеральный директор ФГУП «СНПО «Элерон», председатель Комитета СРО по информационным технологиям Николай Николаевич Шемигон

Николай  Николаевич, каково на Ваш взгляд текущее состояние строительства объектов использования атомной энергии  с точки зрения  их безопасности?
 
Начать следует с того, что безопасность ядерных объектов отрасли – сложная и многогранная тема, актуальная на всех этапах их создания и последующей эксплуатации. Уже при выборе площадки  приходится анализировать огромное количество  различных факторов, которые влияют или могут повлиять на безопасность. Экология, природные условия, геология, потребность в дополнительных мощностях и прочее. Задача нашего предприятия – обеспечение ядерноопасногообъекта надежной  физической защитой, главным звеном которой являются технические средства охраны. Решаем  мы ее исключительно своей, элероновской разработки  спецтехникой. Примечательно, что с вводом энергоблока или АЭС в строй действующих работа  по  поддержанию, а  зачастую  и наращиванию  их безопасности на должном уровне  не прекращается. Системы безопасности постоянно совершенствуются и развиваются с учетом  конкретной   социально-политической, криминогенной обстановки, потребностей технического  прогресса и т.д. Наша работа, как я уже сказал, начинается с анализа возможных угроз.
Далее  разрабатываем концептуальные решения,  после чего идет процесс проектирования, т.е. внедрения этих решений. Серьезно следим
За тем, чтобы  на этапе строительства не были реализованы  схемы,  потенциально могущие  повысить уязвимость объекта – сейчас или в будущем. Называя  вещи своими именами, скажу: речь идет прежде всего об угрозах террористического и диверсионного характера.
 
Чем регулируется деятельность  «Элерона»?
 
В отрасли действует целый ряд нормативных  актов обязательного и рекомендательного характера: документы МАГАТЭ, наши  федеральные и отраслевые документы. Кстати, нормативная база «Росатома» в сфере безопасности на мой взгляд одна из самых  продвинутых. Созданная пятьдесят лет назад, она  с тех пор регулярно совершенствовалась, что позволило  в  конечном итоге сохранять высокие стандарты безопасности. Плюс к этому  мы внимательно изучаем международный опыт строительства и эксплуатации объектов атомной энергетики. В качестве примера можно привести  наше многолетнее сотрудничество с коллегами из США,  Канады, Германии, Франции, Финляндии, Японии. Опыт этих стран и наш, отечественный, определяет многие  новые направления  в развитии современных систем безопасности, совершенствовании  тактики охраны. Сотрудники нашего предприятия регулярно проводят обучение по программам  МАГАТЭ  для специалистов тех стран, где им предстоит работать. В свою очередь и мы проводим  обучение  зарубежных специалистов в отраслевых учебных центрах, в том числе, на базе  «Элерона».


 
В каком направлении, по Вашему мнению,  будут развиваться технологии безопасности в ближайшем будущем?
 
Тут многое, если не все диктуется диалектикой:  по мере развития  новых технологий, использования достижений  научно-технического прогресса возникают и новые, соответствующие этому развитию, угрозы. Мы раньше не думали  о прикрытии ядерных  объектов с воздуха, а сегодня эта проблема выходит на повестку дня.  На «Элероне»
разработаны соответствующие технологии, которые  крайне важно развивать дальше. Все прочнее утверждается в своих правах и такое направление как защита критических объектов со стороны водной среды. Все атомные станции расположены вблизи водоемов,  что  объективно ослабляет    кольцо охраны.  Данное обстоятельство  давно  учитывается проектировщиками.  Но если раньше  угроза со  стороны  водной среды рассматривалась скорее как гипотетическая, то сегодня это острая практическая задача.  Ситуация актуализирована  тем же  техническим прогрессом. Оборудование для подводного плавания  доступно любому, иди  покупай. При этом  традиционная магнитометрия  сегодня выручает нас не всегда: многие виды диверсионного снаряжения могут быть изготовлены без использования металла. Что остается нам?  Конечно же, изменять устоявшиеся подходы к  проектированию защиты, в том числе – и  систем  обнаружения. Скажу без ложной скромности: наш  научно-исследовательский институт успешно занимается такими разработками. По ряду направлений  технической защиты СНПО «Элерон» обладает технологиями, не имеющими мировых аналогов. Недавно мы завершили разработку  системы охраны воздушного пространства над охраняемым объектом. Она дает возможность  оперативно, с высокой точностью анализировать воздушную обстановку  и благодаря этому своевременно фиксировать попытки  проникновения на объект  посредством  маломерной авиации или  дельтапланов. Система позволяет выявить такую угрозу в радиусе нескольких километров.  Она же анализирует траекторию полета и определяет вероятную точку приземления и  т.д.  Не менее уникальная  система разработана в качестве противодействия  подводным  пловцам-диверсантам. Отдельное направление развития технологий безопасности  -  системы управления доступом, чье предназначение  фиксировать  попытки несанкционированного провоза или проноса  на объект   различных запрещенных предметов, вывоза радиоактивных материалов, отработавшего ядерного топлива и т.д. Для решения этой задачи используются комбинированные виды и способы контроля персонала, сил охраны.  С  учетом  исключительной  роли человеческого фактора  на «Элероне» создана система,  контролирующая множество параметров психофизического состояния  человека. Это дает возможность оценить  способность  сотрудника выполнять свои служебные обязанности   в режиме реального времени, без прохождения длительных обследований.
 
Что касается информационной безопасности, насколько актуально это направление вашей деятельности?
 
Максимально. Технические средства перехвата переговоров, информационные системы охраняемого объекта позволяют выявить  периодичность обходов,   смены часовых,  особенности   действий сил безопасности и т.д. Это существенно повышает уязвимость  объекта. Для защиты информации используется  свой  набор приемов, методов  и технологий.  Скажем,  оборудование информационных систем в обязательном порядке  проходит специальную проверку на наличие побочных излучений, утечек и т.п.  С особой тщательностью блокируются  утечки в  передающих каналах.  Тут и криптографическая защита данных (шифрование – ред.), и защита широкополосного доступа —  это когда информация представлена в широком спектре частот, из-за чего сигнал трудно распознать как конкретную информацию. При попытке перехвата такого рода сигнала слышен шум, и ничего другого.  На нашем предприятии есть подразделение, которое отвечает за это направление – Центр комплексной безопасности информации.  ЦКБИ -  головная  профильная структура, на которую возложено обеспечение  защиты всех объектов Госкорпорации «Росатом».
 
Повысились ли требования к безопасности объектов после катастрофы на японской АЭС «Фукусима-1»?
 
Это вопрос скорее технологической безопасности. Мы, конечно, принимаем участие в этой работе, но в меньшей степени, нежели в обеспечении физзащиты.  Тем не менее могу сказать со всей определенностью:  после Чернобыля  Россия предприняла чрезвычайные усилия по модернизации технологий РБМК, ВВЭР, а также по исключению возможности утечки расплава. Работы, которые проводятся в нашей стране  по этому направлению очень высоко оцениваются МАГАТЭ.  Общепризнанным считается   тот факт, что российские технологии одни из самых безопасных в мире. Что касается Фукусимы, главная проблема  здесь видится в том, что ее блоки – первых поколений. Вдобавок  японцы не учли целый ряд факторов, не смогли повысить безопасность реакторов в процессе их аварийного отключения. На наших атомных станциях эти риски минимальны, так как такие угрозы были учтены гораздо раньше.  Сегодня  требования к безопасности  отечественных объектов использования атомной  энергии  более  жесткие, чем где бы то ни было.  Даже системы физической защиты за рубежом зачастую  более упрощенные. Вероятно, это  связано с тем, что многолетний  период социальной стабильности в западных странах действует успокаивающе, в то время как пережитые нами социальные потрясения, террористические акты заставляют  быть настороже  и держать планку безопасности  ядерных объектов  на максимальной высоте.
 

Журнал "Атомное строительство" (№7 февраль 2012)

 

По состоянию на: 24.03.2014 13:06
javascript коды