ВВЭР-ТОИ – проект с высоким потенциалом конкурентоспособности жизнеспособности

IMG_6838_crops

Директор ПКФ ОАО «Концерн Росэнергоатом» Сергей Егоров

Как бы Вы оценили современное состояние сооружения объектов атомной энергетики с точки зрения развития строительных технологий?
Вопрос, конечно, очень непростой. По отдельным направлениям развития  мы сегодня находимся в авангардных позициях. Мы используем самые современные методы сварочных технологий, также есть  четкое понимание,  как работать в части пуско-наладки сложнейших систем, высоко оцениваем свои возможности в области других строительных технологий. Это и тяжелая крановая техника, опалубочное хозяйство от лучших производителей, а бетоны, которые мы используем, применяются на сложнейших объектах мирового уровня.
Но речь ведь идет не сколько о лидерстве в отдельных позициях, сколько в системном видении и оценке всего комплекса строительных технологий. В этой части, конечно, похвастаться, к сожалению, пока нечем. У нас есть большая группа передовых технологий, которые мы используем, а также довольно широкий спектр технологий, которые попросту устарели. Я бы привел аналогию из морского дела: скорость движения кильватера определяется самым тихоходным кораблем. Это наглядный пример ситуации со строительным комплексом отрасли. Мы во многих случаях оказываемся медленнее, чем могли бы не потому, что у нас отсутствуют прорывные технологии, а из-за того, что устаревшие технологии сильно сдерживают развитие. Необходимо сделать все, чтобы наполнить проект атомной станции новым исчерпывающим перечнем новых передовых разработок, обеспечивающим необходимый ритм строительства. С этим мы сталкиваемся сейчас при заработке проекта ВВЭР-ТОИ (водо-водяной энергетический реактор – типовой, оптимизированный, информатизированный).
 
Во времена Советского Союза дело с технологиями обстояло лучше?
 
Это классический миф о «советский временах». Я был бы осторожнее в выборе подобий. С одной стороны, тогда были тяжелейшие стройки, которые выполнились, условно, с помощью кирки, а с другой, конечно были разработки, которые по сей день сохраняют существенный потенциал по набору строительных технологий. Таким высокоиндустриальным, во многом современным проектом является реактор ВВЭР-1000, несмотря на то, что прошли уже десятилетия с начала использования этих технологий. Этот проект обеспечивал высочайшие темпы строительства АЭС, используя строительную систему «ПОТОК», опирался на мощнейшую организационную и строительно-монтажную базу, имел проработанную, документированную технологию сооружения. Это один из наиболее успешных опытов, который стал основой для разработки обязательных технологических правил, что заложило серьезную базу для поддержания этой технологии в течение десятилетий и, конечно, дальнейшего развития.
Сегодня существенно поменялась технологическая база. Появилась иная крановая техника, технологии монтажа арматуры, материалы и т.д. Это общий технический прогресс, который происходит в мировой строительной индустрии. Надо отметить, что в последние несколько лет Россия совершила большой прорыв по заимствованию технологий. Мы активно закупаем  технологические решения. В атомной отрасли также широкая география заимствования: Европа, Азия, Америка. У нас есть некая общность в технологических подходах с Китаем и США, так как это страны, в которых строится много крупных объектов, наши типы строек похожи на мега-проекты.
 
Какие трудности возникают сегодня при внедрении и применении новых строительных технологий?
 
Трудностей, конечно, избежать нельзя. Акцент на безопасности строительства, сам по себе означает более высокую устойчивость системы к внешним воздействиям. Это, в свою очередь, приводит к повышению требований ко всем технологиям и материалам. На сегодняшний день высочайшие требования предъявляются к армированию, обеспечению прочности конструктивных связей, качеству бетонной смеси, а это подразумевает более высокий уровень контроля за укладкой бетона, что вызывает сложности на площадке с точки зрения организации этого процесса. Таким образом, технология начинает включать в себя не только процесс изготовления материалов и доставки их на объект, но и процесс ухода за конструкцией. Появляется некое противоречие: с одной стороны необходимо использовать, скажем, более высокопрочные марки бетона, с другой – они обладают более продолжительным  периодом набора прочности, и сложны с точки зрения ухода за ними. Такая же ситуация в области пожарной безопасности, контроля качества сварных соединений и т.д. В итоге, создать безопасный объект сейчас становится гораздо сложнее, нежели раньше.
 
Как найти разумный баланс между сроками сооружения, качеством и безопасностью?
 
На сегодняшний день, человечество не придумало для этого ничего, кроме денег. Они являются универсальным эквивалентом измерения качества, общим знаменателем к которому может быть приведена вся работа на объекте. Так и образуется разумный баланс между стоимостью объекта и сроками его окупаемости. Мы постоянно решаем систему уравнений, включающую стоимость, сроки сооружения с сохранением приоритета безопасности и иных потребительских свойств. Совершенно очевидно, что невозможно сделать безопасный объект дешево и быстро, есть системные ограничения. Но при этом необходимо иметь разумный качественный минимум. В этом отношении мы пытаемся заложить все эти базовые предпосылки на стадии проектирования.
В связи с этим мы переходим на новые методы проектирования: процессное моделирование с гораздо большей степенью подробностей, чем, скажем, 10 лет назад. Так было всегда, иного способа визуализации проектного решения в многомерном пространстве не существует. Однако, сегодня компьютерное моделирование дает две возможности: запоминать информацию, в том числе и негативную, а также предлагает вариативность при исполнении того или иного решения при том, что сама стоимость проектирования сегодня возросла, оценка рисков дает существенную экономию на этапе строительства.


 
На Нижегородском Форуме по управлению жизненным циклом сложных инженерных объектов, Вы были модератором конференции, посвященной строительным технологиям. Какие, на Ваш взгляд, новые разработки сегодня являются наиболее перспективными?
 
Я не буду называть конкретных технологий, а выделю только отдельные разделы, которые, безусловно, необходимо развивать. Первое, что хотелось бы отметить – технологии цифровой обработки данных на площадке и передачи этих данных между системами инженерии. Это практически виртуальный объект, который служит для оценки геодезических измерений, вынесения Multi-D модели объекта в пространстве, а также технологии GPS-ГЛОНАС и т.д. Это, собственно то, что должно быть развернуто на площадке раньше всего и будет служить отправной точкой для остальных технологий.
Вторая группа технологий – производство земельных работ. Применение современной техники и тех возможностей, о которых я сказал выше, мы можем в разы сократить бросовые работы или работы, которые не приносят должного результата.
Следом я бы выделил работы по устройству коммуникаций и дорожные технологии. Вечный образ разбитой стройки на сегодняшний день совершенно лишний и многие наши строительные площадки демонстрируют, что можно поддерживать объект в надлежащей чистоте. От этого многое зависит, в том числе и организация выполнения работ.
Большое значение имеет устройство так называемых временных зданий и сооружений. Производство носит индустриальный характер и от того, как устроен процесс сооружения станции, в конечном итоге, зависит качество строительства.
Следующие технологии – производство строительных работ и, прежде всего, бетонных. Этот раздел включает в себя весь комплекс работ от доставки бетонных смесей на площадку до муфтовых соединений арматуры – вообще самой массовой операции на стройке АЭС, которая выполняется тысячами повторов. От этого напрямую зависят сроки сооружения, ведь строительная часть не так существенна с точки зрения цены, но является определяющей для темпов строительства. Сюда же относятся важнейшие подъемно-транспортные механизмы, наличие крановой техники, разумной по стоимости и, главное, эффективно загруженной. Строительные работы – огромный пласт, который важен с точки зрения обеспечения сроков строительства.
Кроме того, мы не можем, к сожалению, вечно рассчитывать на доступный нам резерв трудовых ресурсов, и в этой связи первостепенное значение приобретают монтажные работы. Высококвалифицированные рабочие  рано или поздно будут в дефиците и мы должны сделать упор на технологии автоматизированной сварки, понимая, что специалисты в этой области будут дорогостоящими и мы должны иметь больший объем сварных соединений, которые мы могли бы производить в автоматическом режиме.
И финишная группа это электротехнические, тепломонтажные работы, устройство вентиляции, изоляции, переход к пуско-наладочным работам.
Особняком стоит крайне важная для инжиниринговых компаний задача – умение координировать работы, управлять имеющимися ресурсами. Фактически, – задача оперативно-тактического руководства предоставленными  возможностями. Это важно, потому что стройка гораздо более сложна, чем проект, который существует на бумаге. В условиях реального производства требуется учитывать множество дополнительных условий. Именно поэтому, умение управлять ресурсами, подчиняя его целям сооружения объекта вовремя и в срок – это совершенно особая работа.
 
В связи с этим хотелось бы узнать про проект ВВЭР-ТОИ, который позволит решить те задачи, о которых Вы только что сказали. Как проходит разработка этого проекта?
 
Проект архисложный. Если коротко, то он представляет собой исчерпывающий набор потребительских качеств объекта, отраженных в проекте и включающий аспекты безопасности, стоимости и сроков сооружения. Детализация включает в себя порядка семи тысяч различных требований, без учета действующих нормативных актов. Выстроена система доказательств, что эти требования являются обоснованными. Подготавливаются документы, которые раскрывают представления об объекте и о способах его сооружения. ВВЭР-ТОИ впервые в новейшей истории России изначально задал условия, по которым в проекте должны быть отражены способы сооружения объекта, что очень важно.
Мы поставили перед собой множество тяжелейших задач, на решение которых у наших условных конкурентов уходили многие годы. По сути дела - это система по построению системы, многозадачная программа с множеством вложенных элементов в центре которой находится объект строительства. Работа над этим проектом идет географически по параллели «от Франции», где у нас работают конструкторы и «до Нижнего Новгорода», где трудятся проектировщики ОАО «НИАЭП». Получается сложнейший механизм с тысячами сотрудников, задействованными в создании проекта ВВЭР-ТОИ.
Мы практически решаем задачу построения системы управления требованиями. То есть, выдвижение требований, проверка их на исполнимость и корректировка управления ими в  ходе решения сложной задачи определения баланса сроков, стоимости и качества сооружения.
Очень рассчитываю, что в этом году мы доделаем базовую часть проекта, вокруг которой мы сможем организовывать  проектирование привязки объекта к местности и начнем защищать проект в надзорных органах с точки зрения обоснования его безопасности. К слову сказать, что с точки зрения оценки безопасности мы чувствуем себя уверенно, так как решения проекта вполне референтны и были ранее защищены. Важным для нас моментом является авария на АЭС Фукусима-1. Мир уже забыл о том, что эта трагедия была вызвана гигантским землетрясением и цунами, а в памяти осталась только авария сама по себе. Это показывает, что атомная энергетика всегда находится под пристальным вниманием общественности. В связи с этим мы вынуждены были реагировать на вызов. Нам пришлось существенно проанализировать  подходы к созданию проекта, а в скором времени придется сделать новые расчеты с целью учета дополнительных критериев по возможности аварий. Такого рода подход сделает систему более требовательной. Мы понимаем, что любое возможное внешнее воздействие на АЭС становится для нас практически проектной рамкой.
Кроме того, важно понимать, что речь идет не о строительстве одного единственного объекта, а целой серии проектов в большом географическом диапазоне и, соответственно, в различных климатических и экономических условиях. Мы планируем строительство объектов в Нижнем Новгороде, Курской области и, в то же время, думаем о том, как возводить объект за рубежом.
Тут возникает еще одна формула этого проекта: типичность и индивидуальность. Это требует от системы проектирования компромисса и гибкости, так как мы говорим о возможности изменений, их допустимости и, конечно о скорости принятия решений, связанных с этими изменениями. Конечно, какие-то элементы разумней будет сделать индивидуальными, но при этом система проектирования в любом случае должна остаться типовой. Таковыми будут система обработки инженерных данных и доставки этих данных. Мы формируем ядро с высоким потенциалом конкурентности и жизнеспособности.
 
Какую, по Вашему мнению, в развитии технологий играют технические нормативы, и как Вы оцениваете работу СРО атомной отрасли в этом направлении?
 
Определяющую. У нас существует необходимость формирования требований, а Стандарты, по сути, и есть эти самые требования. Стандарт – это единственное, что может быть предъявлено потенциальному участнику проекта задолго до момента контрактации. То есть, то внешнее требование, которое может быть рассмотрено, оценено и осмысленно претендентом на исполнение любой части работ. И только после того, как он продемонстрирует соответствие стандартам, он будет рассмотрен Заказчиком или Генеральным подрядчиком в качестве соисполнителя проекта. Только введение через стандарты правил игры дает возможность выбора компетентного исполнителя, возможность разделять с ним разумные риски и предъявлять к нему надлежащие требования.
Я идейный сторонник саморегулируемых организаций, так как та работа, которую они выполняют не должна быть функцией государства. Только люди, погруженные в эту деятельность, обязаны объединятся и самостоятельно организовывать свою работу. Так должно быть построено профессиональное сообщество. Нельзя ждать «старшего брата» в виде государственных органов, который рассудит нас по технической проблеме, предложит нам варианты ее решения. Я считаю, что мы еще не до конца умеем использовать возможности общественных институтов и саморегулирование – еще один хороший механизм, призванный усилить эти позиции.
 

Журнал "Атомное строительство" (№11 июль-август 2012)

По состоянию на: 27.02.2014 17:26
javascript коды