Система саморегулирования в строительстве требует модернизации

GTRK_Stavropol
Крупные саморегулируемые организации, работающие в самых сложных и масштабных строительных проектах (например, СРО атомной отрасли (29.09.2023 06:22) (29.09.2023 06:22)), максимально заинтересованы в сохранении своей высокой репутации, поэтому относятся к выдаче допусков сверхответственно. Однако в тех областях строительства, где доверие к исполнителю не играет такой важной роли, наблюдается обратная ситуация. 

После отменены государственных стандартов в строительстве, мерилом качества работ в этой важнейшей области экономики стали некоммерческие саморегулируемые организации (СРО). 

От того, насколько четко они выполняют предписания закона о выдаче строительных допусков, сегодня зависит не столько соблюдение формальных процедур, сколько экономическая безопасность страны в целом. 

На фоне больших строек в Сочи, на Дальнем Востоке и масштабных инфраструктурных проектов, успешно реализуемые по всей стране, почти не заметным для общественности остался тот, поистине революционный, эксперимент в экономической жизни страны, который начали власти, с введением саморегулирования в строительной сфере. 

Начиная с 2007 года, когда был издан федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», субъекты российского частного бизнеса оказались в новой реальности, где им предоставлялись невиданные ранее свободы, которые предполагали не меньшую степень личной ответственности коммерсантов перед обществом. 

Российские власти возлагали на саморегулирование огромные надежды. Создание такого механизма являлось для них не просто данью экономической моде или стремлением выполнить условия, которые от России требовали на Западе, в рамках ее вступление во ВТО. По словам Владимира Путина, «саморегулирование должно стать одним из столпов сильного гражданского общества в России». 

Потому неудивительно, что площадкой, где должна была впервые воплотиться идея о саморегулируемых организациях, стала самая быстрорастущая область российской экономики – строительство. СРО строительной сферы поделили на три разновидности, включая: непосредственно строительство, проектно-конструкторские работы и изыскательскую деятельность. 

Обязательными условиями легального ведения дел для фирм или частных предпринимателей стало вступление в саморегулируемую организацию и тесно связанное с ним получение допусков на различные виды работ в строительстве, капитальном ремонте, составлении проектной документации и инженерных изысканиях. 

Выдаваемые СРО допуски, по идее, должны были стать полноценной заменой системы ГОСТов, определяющей профессиональную пригодность исполнителей. 

В список работ (отраженном в приказе Минрегиона № 624), для которых обязательно требовался допуск СРО, попали далеко не все виды строительной деятельности. Там отразились только те работы, которые объективно сложны технически и для их проведения требуются повышенные меры безопасности. 

Требования к строительным фирмам, для получения допусков от СРО, были поставлены в зависимость от разновидности работ. 

К примеру, для устройства кровель или фасадных работ требования к составу персонала, его квалификации и уровню образования предъявляются минимальные.

А вот, чтобы получить допуск к обустройству объектов атомной энергетики, нефтяной или газовой промышленности, коммерсантам требуется не только соответствовать высшим стандартам в организации трудового процесса в строительстве, но и выполнять дополнительно внутренние условия (как к степени подготовки работников, так и к имущественной базе), налагаемые самими саморегулируемыми организациями. 

Крупные саморегулируемые организации, работающие в самых сложных и масштабных строительных проектах (например, СРО атомной отрасли (29.09.2023 06:22) (29.09.2023 06:22)), максимально заинтересованы в сохранении своей высокой репутации, поэтому относятся к выдаче допусков сверхответственно. Однако в тех областях строительства, где доверие к исполнителю не играет такой важной роли, наблюдается обратная ситуация. 

Погоня за сокращением производственных смет и сроков производства работ, заставляет многих заказчиков обращаться к подрядчикам, чей профессиональный уровень вызывает сильные сомнения. В случае положенной по закону проверки со стороны СРО (перед выдачей допусков), большинство таких горе-строителей определенно не получили бы возможность браться за серьезные заказы. 

Но на практике многие саморегулируемые организации не только не препятствуют проникновению на рынок поставщиков некачественных строительных услуг, но и сами активно включаются в процесс, предлагая купить допуски СРО через аффилированных посредников. 

Одним из явных признаков таких «коммерческих» СРО эксперты (вроде директораНП СРО «Сахалинстрой» Валерия Мозолевского) называют стремительный рост членов саморегулируемой организации, за сравнительно непродолжительное время. За год или два такие «саморегуляторы» могут показать рост состава в десятки раз. Где же тут успевать заниматься проверками или соблюдением всех предписанных законом формальностей. 

В рамках обсуждения законопроектов, направленных на искоренение негативных явлений в системе саморегулирования, предлагаются разные способы решения проблемы с коммерциализацией выдачи допусков СРО. 

Звучат предложения о введении обязательной регионализации СРО, что позволит федеральным органам государственного контроля лучше выполнять свои задачи. Также, устами министра строительства и ЖКХ России Михаила Меня, была озвучена инициатива – ввести обязательный государственный реестр не только для саморегулируемых организаций, но и для всех членов СРО. 

Активно дискутируются в профессиональных кругах и меры, способные, наряду с государственным надзором за надлежащим исполнением СРО своих обязанностей, усилить действенность системы внутренней ответственности в рамках саморегулируемых организаций. 

По словам главы НОСТРОЙ Николая Кутьина, «как бы ни эффективно была построена система государственного контроля, в саморегулировании должен быть организован внутренний контроль». 

Общим знаменателем в этом диалоге власти, бизнеса и общества является одна мысль – без построения эффективного механизма контроля, опирающегося на четкие нормы закона, бороться с регрессивными явлениями в сфере саморегулирования коммерческой деятельности невозможно. 

Причем построить такой механизм требуется, как можно быстрее. От этого сегодня зависит не только судьба саморегулирования, но и общее благосостояние российской экономики. 

Алексей Иванов 

Источник: Вести СТАВРОПОЛЬ

По состоянию на: 24.03.2015 17:13

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

javascript коды