Стр. 45 - Magazine24

Упрощенная HTML-версия

Атомное строительство I 24
45
прямая
речь
Практический опыт применения международных и российских
отраслевых стандартов на системы менеджмента. Возможности
и перспективы использования данного опыта на предприятиях,
принимающих участие в проектировании и сооружении ОИАЭ
Юхов Александр Валентинович — Генеральный дирек-
тор ООО «Русский Регистр-Московия»
Прямая речь
В настоящее время в России функ-
ционируют разные отраслевые стан-
дарты на системы менеджмента. На-
пример, ГОСТ РВ 0015.002, ISO/TS
16949, IRIS, API Q1, СТО Газпром 9001
и др. Наличие отраслевых требований
с одной стороны позволяют предъ-
являть организациям более жесткие
требования к своим поставщикам, а с
другой стороны повысить контроль за
качеством работы органов по серти-
фикации, работающих в этих системах.
Итак, рассмотрим пример функцио-
нирования систем сертификации Во-
енный Регистр и Оборонсертифика на
примере сертификации по стандарту
ГОСТ РВ 0015.002. В данной систе-
ме есть конечные потребители в лице
Министерства обороны (Военный Ре-
гистр) и ФСБ (Оборонсертифика). Есть
центральные органы систем – это Во-
енный Регистр и Центр «Квалитет»,
которые определяют правила функци-
онирования этих систем, требования
к органам по сертификации и экспер-
там. Предприятие, выполняющее Госо-
боронзаказ, должно соответствовать
требованиям ГОСТ РВ 0015.002. Для
демонстрации этого, оно подает в за-
явку в один из аккредитованных в этих
системах органов по сертификации
(далее ОС). ОС запускает процедуру
сертификации, сообщает об этом в
соответствующий центральный орган
системы и, в случае положительных
результатов, выдает сертификат. Сле-
дует отметить, что органов по серти-
фикации, имеющих данные аккреди-
тации не большое количество, и все
они находятся под жестким контролем
центральных органов системы. Та-
ким образом, при наличии претензий
к организации, выполняющей Госо-
боронзаказ, со стороны Минобороны
или ФСБ, заказчик может наложить
санкции не только на самого постав-
щика, но и через Центральный орган
системы на орган по сертификации.
Аналогичная ситуация в железнодо-
рожной отрасли. РЖД приняло решение
о том, что поставщики железнодорож-
ной техники должны соответствовать
требованиям международного стан-
дарта железнодорожной отрасли (IRIS).
Соответственно, поставщик, желающий
поставлять (продолжать поставлять)
продукцию для РЖД, должен пройти
сертификацию по данному стандар-
ту. Он выбирает приемлемый для себя
орган по сертификации, имеющий ак-
кредитацию Европейской ассоциации
производителей
железнодорожной
техники (UNIFE) и признание со сторо-
ны Центра технического аудита ОАО
«РЖД». В Центр технического аудита
стекается вся информация по претен-
зиям поставщиков РЖД, которая обра-
батывается, анализируется и выносится
решение о применении санкций или о
продолжении работы с признанным ОС.
Похожая ситуация в нефтяной отрас-
ли при сертификации на стандарта
API Q1, Q2. Здесь вообще нет органов
по сертификации, а есть разработ-
чик стандарта Американский институт
нефти (API), чьи специалисты проводят
сертификации
компаний-заявителей.
В автомобильной отрасли ситуация
обстоит следующим образом: между-
народный форум автопроизводителей
(IATFA) также разработали отраслевой
стандарт ISO/TS 16949. Все поставщики
атокомпонентов должны соответство-
вать требованиям настоящего стан-
дарта. Соответственно, есть небольшое
число ОС, которые успешно прошли
аккредитацию в IATFA, и которые за-
нимаются сертификацией поставщиков.
IATFA аккумулирует у себя информацию
о деятельности поставщиков, ОС и в
любой момент применяются дисципли-
нарные меры к недобросовестному ОС.
Но дальше всего пошла корпоративная
система ОАО «Газпром» при сертифи-
кации на корпоративный стандарт СТО
Газпром 9001. В этой схеме помимо двух
уполномоченных организаций (ООО
«Газпром комплектация» и ООО «Газ-
пром ВНИИГАЗ»), осуществляющих
регулирующую деятельность и надзор
за нотифицированными ОС, есть еще
и СРО газовой отрасли (ОСГИНК, Ин-
женер-проектировщик, Инженер-изы-
скатель), которое формирует перечень
признанных органов по сертификации.
Таким образом, с одной стороны пре-
тензии к сертифицированным компа-
ниям собираются уполномоченными
организациями, доводятся до све-
дения ОС и при необходимости ини-
циируются проверки поставщиков, с
другой стороны СРО, проводя провер-
ки своих членов, так же высказывает
претензии и пожелания к работе ОС.
Таким образом, применение от-
раслевых стандартов и механиз-
мов регулирования позволяет по-
высить ответственность органов
по сертификации, устранить доступ
недобросовестных органов по сер-
тификации, тем самым заставляя
своих поставщиков добросовестно
относиться к своим требованиям.
На базе СРО атомной отрасли мож-
но создать аналогичную схему, тем
более основы для этого есть в нор-
мативной документации СРО. Одно
из подразделений СРО формирует
перечень надежных органов по серти-
фикации, учитывая опыт работы дан-
ных ОС с предприятиями ГК Росатом,
членами СРО, а так же результатами
выездных и камеральных проверок.
На основании этого формируются
требования к этим органам по сер-
тификации, экспертам, проводящим
проверки СМК. Данная схема позво-
лит отсечь ОС, торгующих сертифи-
катами, а работа в паре с органом по
сертификации позволить увеличить
эффективность проверок членов СРО.