Стр. 13 - Magazine24

Упрощенная HTML-версия

Атомное строительство I 24
13
тема
номера
На сегодняшний день основным фак-
тором, влияющим на увеличение про-
должительности сооружения АЭС, яв-
ляется монтаж тепломеханического
оборудования.
Если при применении современного
кранового и бетононасосного обо-
рудования, несъемной опалубки, фи-
бропанелей и других прогрессивных
технологий удается практически пол-
ностью механизировать строительные
работы, то механизация монтажных
работ остается на уровне даже не
двадцатого, а девятнадцатого века.
Причины такого положения дел стано-
вятся понятны из анализа приведен-
ных в ОТП-86 трудозатрат на монтаж
тепломеханического оборудования ре-
акторного отделения (РО) АЭС (Рис.1)
и машзала АЭС (Рис.2).
Диаграммы показывают, что до 80%
процентов трудозатрат при монтаже
оборудования составляют трудозатра-
ты на монтаж трубопроводов, мало-
габаритного оборудования и металло-
конструкций, монтаж которых до сих
пор не удалось в достаточной степени
механизировать.
Сокращение сроков сооружения бло-
ков АЭС является важнейшей пробле-
мой для атомной отрасли.
Опыт сооружения АЭС в России показы-
вает, что сооружение атомных блоков по
новым проектам растягивается на 8÷10
лет. Между тем контракты на строитель-
ство АЭС Госкорпорациии «Росатом»
предусматривают продолжительность
сооружения сооружение блока не более
5 лет.
Опыт сооружения Нововоронежской
АЭС-2 и Ленинградской АЭС-2 показы-
вает, что, не добившись радикального
ускорения поставок и монтажа обору-
дования и трубопроводов, невозможно
уложиться в договорные сроки соору-
жения АЭС.
Необходимо разработать такие техно-
логии и методы организации монтажных
работ, которые позволят радикально
сократить сроки монтажных работ на
атомной электростанции.
Эта проблема актуальна не только для
российских АЭС.
В США для сокращения сроков соору-
жения разрабатывался крупноблочный
модульный метод строительства и мон-
тажа оборудования АЭС для проекта
АР1000.
Метод заключается в следующем:
1. Выделяются системы, пригодные для
крупноблочного монтажа
2. Разрабатывается металлический кар-
кас, позволяющий раскрепить систе-
му и создать транспортный модуль
достаточной жесткости
3. На специализированных предпри-
ятиях изготавливаются транспортные
модули (Рис.3)
4. Специальным, преимущественно
водным транспортом модули достав-
ляются на стройплощадку и строи-
тельными кранами устанавливаются в
проектное положение на этапе строи-
тельства здания
Однако, как показал опыт, модуль-
ный метод ведет к неприемлемому
увеличению сложности проекта, рас-
ходов на доставку больших модулей,
дополнительным расходам на произ-
водство рамных конструкций.
Согласно публикации «Wall Street
Journal» («WSJ») перспективы строи-
тельства новых ядерных энергоблоков
с реакторами АР-1000 Westinghouse
Electric Company, казавшиеся пона-
чалу оптимистичными, в настоящее
время выглядят «безрадостно».
«WSJ» отмечает, что модульный прин-
цип, который считался конкурентным
преимуществом проекта, на деле стал
его «ахиллесовой пятой» — заводское
изготовление модулей «оказалось бо-
лее трудным, чем ожидалось».
Применение технологии контейнерного
монтажа при строительстве АЭС
Коровкин С.В., Осокин А.М., Гараев И.Т.
АО «АТОМЭНЕРГОПРОЕКТ»
Рис.1
Рис.2