Президент СРО атомной отрасли Виктор Опекунов рассказал, что такое ядерный способ комплектования кадрами зарубежных строек «Росатома»

TV_strana_ROSATOM На атомных стройках во всем мире дефицит рабочей силы. Странам Европы и США приходится искать строи­телей после многолетнего перерыва в сооружении АЭС. В России персонал нужен для выполнения огромного объема заказов. Президент СРО атомной отрасли Вик­тор Опекунов рассказал, что такое ядерный способ ком­плектования кадрами зарубежных строек «Росатома», где найти и как готовить квалифицированных рабочих и по­чему необходимо пересмотреть нормативы по зарплатам на атомных стройках.
 
 — В Британии заговори­ли о нехватке квалифици­рованных сварщиков для строительства АЭС. Поче­му в дефиците именно свар­щики?
— Об этом заговори­ли не только в Британии. Об этом говорят и в США, где дефицит квалифициро­ванных рабочих, и сварщи­ков прежде всего, тормо­зит выполнение программы строительства АЭС. Кадро­вые проблемы есть и в других странах, в том числе в Рос­сии. Почему именно сварщи­ки в дефиците? Потому что надежность атомных реакто­ров в большой степени опре­деляется качеством свар­ных соединений, особенно в первом контуре, где про­исходит съем тепла с актив­ной зоны. Там очень высо­кое давление — 250 и более атмосфер, и качество свар­ки — критически важный па­раметр безопасности. Кстати, работа сварщиков очень важ­на и в химической промыш­ленности — там давление в системах до 320 атмосфер. Вообще те, кто варит специ­альные швы, — эксклюзив­ные профессионалы.
— Сварщики арматуры для бетонирования тоже должны иметь особую ква­лификацию?
— Для скрепления армату­ры сейчас больше используют муфтовые соединения. Ван­ную сварку применяют реже, но там, где применяют, ква­лификация сварщиков тоже важна. С точки зре­ния дефицита специалистов это менее кри­тичная сфера по сравнению со сваркой соединений тру­бопроводов первого и второ­го контуров.

 — С нехваткой каких еще специалистов мо­жет столкнуться стра­на, решившая возобновить строительство АЭС после многолетнего перерыва?
— Трудно в привязке к атомным объектам назвать строительную профессию, которая не имела бы особен­ностей. Например, когда де­лают армокаркас для реак­торного здания, используют специальную арматуру боль­шого сечения. Работа тре­бует  высокой квалифика­ции арматурщиков. Тех, кто строил гражданские объек­ты, туда так просто не по­ставишь. Их надо обучить,
 Они должны понимать критические точки кон­троля. Или взять бетонщи­ка. Казалось бы, чего легче: бери насос, лей бетон в опа­лубку. Но все не так просто. Мы применяем специаль­ные бетоны, том числе само­уплотняющийся. Это отдель­ная технология. Необходимо контролировать температу­ру смеси при бетонировании и в процессе затвердевания. Здесь, кстати, задействованы не только рабочие, но и тех­нологи, мастера и прорабы.
К пусконаладке вооб­ще нельзя допускать тех, кто не работал на атомных объ­ектах. Да и периметр физ­защиты настолько сложен, что кому попало его делать не дашь. Атомный энергоблок входит в особую категорию строительных объектов, в ста­тье 48.1 Градостроительного кодекса РФ объекты использо­вания атомной энергии пер­вые в списке особо опасных и технически сложных.
У нас был случай: приехал на площадку сварщик, у ко­торого в трудовой книжке стоял пятый или шестой раз­ряд. Мы привели его в учеб­ный центр, дали сварить шов, а он и на второй разряд не потянул. После пуска бло­ков Нововоронежской АЭС‑2 в госкорпорации было при­нято решение проверять ква­лификацию всех сварщиков. Я считаю, такой подход ну­жен ко всем рабочим специ­альностям.

— Как можно подтвер­дить квалификацию?
— Человек устраивается на работу. Говорит, что он, например, бетонщик четвер­того разряда. Пожалуйста, зайди в учебный центр пря­мо на площадке строитель­ства и подтверди свою квали­фикацию. Там дадут задания по теории и практике — бу­дет ясно, соответствует пре­тендент заявленному разря­ду или нет. Потому что цена ошибок на атомной стройке очень велика.

— Вы говорите об учебных центрах, которые будут созданы по образцу того, что открыт на НВАЭС? (См. справку. — «СР»)
— Да. Я всегда настаивал, что учебные центры нужны непосредственно на площад­ках, чтобы они были включе­ны в инфраструктуру строй­ки. Чтобы подтверждение квалификации и обучение были звеном строительно­го процесса. Это соответству­ет рекомендации МАГАТЭ: подрядная организация дол­жна иметь возможность не­прерывно повышать квали­фикацию своих сотрудников в ходе сооружения объек­та использования атомной энергии. Кстати, в бытность Минсредмаша стройки все­гда начинали с открытия ПТУ, оснащенных всем оборудованием для освое­ния той или иной техно­логии.
 

Полную версию интервью можно прочесть по ссылке:
 
Интервью газете «Страна Росатом» от 16.09.2019 (16.09.2019 11:07)
По состоянию на: 16.09.2019 14:11
javascript коды