Интервью президента СРО атомной отрасли журналу "Атомное строительство" (№1 Июль 2011 года)
30 июня исполнилось два года с момента, когда некоммерческим партнерствам «СОЮЗАТОМСТРОЙ», «СОЮЗАТОМПРОЕКТ», «СОЮЗАТОМГЕО» был присвоен статус саморегулируемых организаций. Как Вы оцениваете работу за прошедший период?
История наших организаций начинается 12 февраля 2009 года. В этот день состоялось учредительное собрание, принявшее решение об учреждении некоммерческих партнерств: НП «Союзатомстрой», НП «Союзатомпроект» и НП «Союзатомгео». Уже 20 марта они прошли регистрацию в Минюсте РФ, а 30 июня Ростехнадзор РФ присвоил нашим некоммерческим партнерствам статус саморегулируемых организаций. Таким образом, СРО атомной отрасли отметили свой второй день рождения.
Два года – существенный срок, в течение которого происходило становление организаций, формирование коллективов коллегиального и исполнительного органов управления, отработка форм и методов работы. В период интенсивного организационного развития, связанного с аккредитацией организаций и выдачей свидетельств о допуске к работам, коллектив работал на предельной нагрузке, особенно с 1 января 2010 года, когда прекратилось действие строительных лицензий. Многие организации, что называется, засиделись на старте, не успели вступить в СРО, и нам пришлось продолжать прием новых членов вплоть до апреля 2010 года. При этом за короткий период времени с момента получения статуса СРО, количество членов наших организаций достигло порядка 500 строительных, 170 проектных и 75 изыскательских компаний. Существенная их часть – предприятия ГК «РОСАТОМ», но в то же время далеко не доминирующая. В состав отраслевых СРО вошли самые разные по масштабу и специализации компании. Это и представители малого бизнеса, и известные группы компаний, и мега компании с годовым оборотом в десятки миллиардов рублей.
И все же, несмотря на огромную загрузку, с первых дней была поставлена задача развития полномасштабной работы отраслевых СРО. Прежде всего, это вопросы, связанные с разработкой технических нормативов, развитием инновационных строительных технологий, организацией контрольной деятельности, профессиональным образованием, совершенствованием подрядных отношений. И уже за 2010 год было принято 17 стандартов, которые были утверждены общим собранием членов СРО 11 февраля 2011 года, получили развитие и другие, названные выше направления работы.
Важнейшим из них является создание системы надзора за деятельностью членов СРО. В 2010 году проделана большая работа в этом направлении; проведено около 700 проверок, большая часть из которых осуществлялись с выездом наших специалистов непосредственно в организации, на строительные площадки, а часть проводилась в форме камеральных проверок. Мы были первыми СРО в России, которые стали проверять не только соответствие организаций требованиям СРО, но и соблюдение стандартов, технических регламентов, сводов правил при производстве строительных работ. Эта работа имеет большой резонанс и, прежде всего, на стройках атомной отрасли. С самого начала был принят принцип: проверка должна проводиться доброжелательно, но при этом быть максимально объективной, акты должны отражать истинную картину состояния и работы каждой конкретной организации на стройплощадках. Мы продолжаем развивать это направление деятельности и на сегодняшний день, в структуре исполнительной дирекции, отдел технического надзора самый многочисленный. Фактически 30% специалистов наших СРО - сотрудники надзорной службы.
Кроме того, с конца 2009 года мы активно развиваем собственный образовательный проект. Очевидно, что выбран единственно правильный путь в этом направлении. СРО атомной отрасли стали ведущими организациями в системе создания программ обучения, работы с учебными учреждениями, а самое главное – централизованное формирование учебных групп и контроль качества обучения. Общее собрание отраслевых СРО приняло решение о новом принципе реализации образовательного проекта. Начиная с 2011 года отраслевые СРО становятся заказчиками образовательных услуг, взяв на себя финансовые обязательства по организации курсов повышения квалификации для руководителей и специалистов организаций-членов СРО. Мы стали единственными в России саморегулируемыми организациями, которые выбрали такую систему работы. Это дает возможность предъявлять более высокие требования к качеству образования, условиям обучения, подбору преподавателей, аттестации и т.д.
В целях развития проекта принято решение о создании специального учебного центра подготовки рабочих для строек отрасли. Сегодня уже зарегистрировано Негосударственное образовательное учреждение «Учебный центр профессиональной подготовки рабочих строительно-монтажного комплекса атомной отрасли» и в ближайшее время мы начнем создание первых учебно-производственных центров в Москве и Нововоронеже.
Постепенно перенося «центр тяжести» нашей работы от организационного периода к построению целостной системы развития ключевых направлений деятельности СРО, мы подошли к необходимости создания комплексной программы перспективного развития на период 2011-2012г.г., которая была утверждена Советами отраслевых СРО 25 марта 2011 года.
Какие направления деятельности вошли в эту программу?
Всего в программе отражено 7 направлений деятельности. Это вопросы технического регулирования, надзорной деятельности, профессионального образования, совершенствования нормативно-правовой базы (законодательство в области саморегулирования – ред.), совершенствования подрядных отношений, развития системы аккредитации, развития информационной системы. В рамках всех этих направлений при Советах СРО созданы Комитеты - совершенно новый институт, в состав которых вошли ключевые специалисты и эксперты отрасли. Именно они разрабатывают сегодня соответствующие предложения, программы по совершенствованию и развитию всего строительного комплекса атомной отрасли. В результате комплексного подхода к своей деятельности отраслевые СРО признаны стратегическим интегратором строительного комплекса атомной отрасли который, объединяя лучшие строительные организации России, формирует его новый облик.
Важно, что те направления деятельности, которые обозначены в программе, являются крайне актуальными, требующими скорейшего решения. Должен отметить, что воссоздание и развитие отраслевого стройкомплекса – задача, которая закреплена в Уставе наших некоммерческих партнерств, как «обеспечение реализации программы развития Государственной корпорации «РОСАТОМ» на долгосрочный период в части сооружения сложных инженерных объектов».
Конечно, не все перечисленные задачи можно считать решенными, более того, ни в коем случае нельзя преувеличивать успехи. Мы находимся только в начале большого пути. Но, тем не менее, очень важно, что все направления работы организационно выстроены, начали полноценно функционировать созданные институты и, очень надеюсь, уже в ближайшие 2-3 года можно будет увидеть ощутимые итоги.
Какие, по вашему мнению, перспективные направления деятельности следует реализовывать отраслевым СРО?
Если говорить о перспективах, то все пункты программы, о которых я сказал выше, это, безусловно, перспективные направления деятельности. Важно, чтобы результат достигался с учетом накопленного в отрасли опыта и новейших технологий мирового уровня. Необходимо обратить внимание на международный опыт сооружения объектов использования атомной энергии, на колоссальный опыт СССР, которым мы гордимся, ведь все атомные станции России построены во времена союзного государства. Этим нельзя пренебрегать. Взяв все лучшее из опыта легендарного «Средмаша», дополнив его современными наработками, необходимо найти лучшие формы организации отраслевого строительства.
Например, в части совершенствования подрядных отношений, оптимальной формой являются подрядные альянсы в форме консорциумов. Кстати, я рассчитываю, что в ближайшее время эта форма будет признана федеральным законодательством, и тогда такие консорциумы смогут стать участниками конкурсов и тендеров. Преимущества в том, что консорциум, как объединение подрядных организаций, оптимизирует управление стройкой, обеспечивает высокий уровень ответственности всех участников консорциума за конечный результат, вводит единые правила и требования при производстве строительно-монтажных работ. К сожалению, сегодня на строительных площадках нет общей логистики, единой системы инженерного обеспечения площадки и т.д. Чтобы изменить эту ситуацию, участники строительства должны объединяться еще до начала сооружения объекта. Более того, в подрядный консорциум могут входить проектные, а также инфраструктурные организации: финансовые, страховые, лизинговые, рекрутинговые компании. Тогда будет создан «пул» организаций высокого уровня, способных обеспечить строгое соблюдение графиков строительства при конкурентной стоимости объекта.
Известно, что система саморегулирования на протяжении последних лет сталкивалась с постоянным изменением нормативной базы. Как СРО атомной отрасли пережили эти перемены?
Я могу только выразить сожаление, что законодательство в области саморегулирования формировалось «лоскутным» образом, когда законы изданы, а подзаконные акты своевременно не приняты и к тому же неоднократно меняются. Так было в случае с выходом известного постановления Правительства РФ №48 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов». Оно вышло на полтора года позже того срока, который устанавливался Градостроительным Кодексом РФ. Это вылилось в то, что некоторые СРО не сразу смогли перестроить свою работу в соответствии с новыми требованиями.
Преимущество наших саморегулируемых организаций заключалось в том, что мы с самого начала приняли единственные требования как раз соответствующие уровню этого постановления. Однако, впоследствии, многие СРО так и не смогли выдавать свидетельства о допуске к рабатам в соответствии с этими требованиями, так как они были для них слишком высокими. В связи с этим была выработана новая идея о том, что эти требования должны быть дифференцированы в зависимости от потенциальной опасности либо технической сложности объектов. В результате, 24 марта 2011 года появилось новое постановление Правительства РФ №207, в котором разделили уровни требований. Самый высокий уровень был установлен для объектов атомной отрасли, а для других категорий особо опасных и технически сложных объектов были установлены требования существенно ниже.
Кроме того, серьезные изменения коснулись и перечня видов работ, на которые СРО выдают свидетельства о допуске. Сначала это был 274 приказ Минрегиона РФ, в соответствии с которым выстроили свою работу все саморегулируемые организации. Затем вышел приказ №624 Минрегиона РФ, где совершенно по-другому были сформулированы виды работ. В связи с этим, все СРО, включая наши, были вынуждены фактически перечеркнуть всю работу по выдаче свидетельств и начинать все с чистого листа. Нам пришлось, по существу, поменять все ранее выданные допуски каждой организации-члену СРО. Это отняло много ресурсов, сил и средств.
На сегодняшний день остается еще один существенный вопрос, который не был законодательно урегулирован. Он связан с тем, что нет механизма и порядка установления требований, прописанных в постановлении Правительства РФ №207, а также не установлен порядок определения СРО, обладающих правом выдавать свидетельства о допуске к работам на объектах использования атомной энергии. Хотя такой порядок должен быть установлен в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ. Мы надеемся, что в ближайшее время нам удастся расставить все точки над «i» в этом вопросе.
Как Вы оцениваете предварительные итоги перехода строительной отрасли на систему саморегулирования?
Сегодня мы уже констатируем, что саморегулирование в строительной деятельности состоялось. Создано более 420 СРО в изысканиях, проектировании и строительстве. Это подтверждает, что большинство организаций нашли свое место в системе саморегулирования, получили соответствующие допуски. Это же, в свою очередь, говорит о том, что никакого сбоя в строительной отрасли не происходило. Нет примеров, которые показали бы, что новая разрешительная система стала преградой для осуществления строительной деятельности. Надо сказать, что более чем в три раза уменьшилось количество хозяйствующих субъектов, получивших допуск СРО, по отношению к тем, которые имели строительную лицензию. Это говорит о том, что рынок существенным образом очистился от недобросовестных компаний.
В новой системе тоже есть отдельные моменты, требующие совершенствования, но профессиональное сообщество стремится их в ближайшее время устранить. Некоей ложкой дегтя являются, так называемые, коммерческие СРО, которые торгуют допусками на все виды работ. Эти организации, к сожалению, бросают тень на всю систему. Однако, в большинстве саморегулируемых организаций работают очень преданные своему делу люди, настоящие профессионалы. Строительное сообщество, наконец, объединилось. На самых разных площадках разгораются бурные дискуссии относительно работы системы саморегулирования, чего раньше не наблюдалось.
Сегодня всем очевидно, что система саморегулирования кардинально отличается от системы лицензирования, при которой, по определению, отсутствовал всякий контроль. Любая организация могла иметь лицензии на все случаи жизни. И дальнейшее существование старой системы, несомненно, привело бы к краху строительной отрасли.