«СОЗДАНИЕ НОУ «УЦПР» — СВОЕВРЕМЕННОЕ И ДАЛЬНОВИДНОЕ РЕШЕНИЕ»

P1030455ttt

Валерий Вячеславович Карезин директор образовательных программ Департамента управления персоналом Госкорпорации «Росатом» в интервью  журналу "Атомное строительство" рассказал о развитии функции по обеспечению атомной отрасли квалифицированными кадрами.

Валерий Вячеславович, как Вы оцениваете состояние обучения персонала в отрасли?
Важным процессом является переоценка востребованности и актуальности образовательных программ. Я бы сказал, что те направления подготовки специалистов, которые актуальны на сегодняшний день, необходимо обязательно сохранить. Ведь за каждой такой программой стоят эксперты с уникальным опытом. Нами разрабатывается стратегия развития отраслевой системы повышения квалификации. Она  будет включать в себя ответы на вызовы времени. Безусловно, это ПСР, контроль качества, вопросы безопасности, а также новые аспекты, связанные с выводом объектов атомной отрасли из эксплуатации, новыми материалами и т.д. Кроме того, одной из главных задач является переход на новые образовательные технологии. Это не только дистанционное обучение, но и визуализация и оптимизация  учебно-методического комплекса, внедрение различных форм игровых форматов в области управленческих компетенций, а также медийные технологии и практические навыки. На базе этого единого комплекса и будет строиться отраслевая система подготовки персонала.
 
Каким из направлений образования РОСАТОМ  уделяет особое внимание?
 
В первую очередь я бы отметил развитие системы управления рынком труда молодых специалистов. Мы ведем не только анализ собственных потребностей, но и мониторинг ситуации на рынке образования. Эту информацию необходимо оценивать, чтобы работать с теми ВУЗами, где подготовка удовлетворяет нашим требованиям по качеству образования. Важной задачей при этом  является решение проблемы трудовой мобильности. Хотелось бы, чтобы выпускники проявляли желание работать на предприятиях атомной отрасли в самых разных регионах страны. Для этого мы должны развивать филиалы и качество подготовки в них, а также создать привлекательные предложения для выпускников, которые позволят им переехать с места учебы на место работы.
В настоящий момент Госкорпорация завершила этап работы, связанный с определением потребностей своих предприятий в специалистах до 2015 года. В сотрудничестве с Рособрнадзором определены ВУЗы и филиалы, где ведется подготовка по специальностям, по которым Росатом ведет основной набор выпускников. Всего это около  200 специальностей и направлений подготовки в 260 высших учебных заведениях. На основе этих данных определен круг ВУЗов, которые обеспечивают потребности Госкорпорации на 90%. Это 13 «опорных» ВУЗов Росатома, на базе которых создана Ассоциация «Консорциум опорных вузов Росатома».
Нами рассчитано время выхода на рынок студентов каждого курса и определены Коэффициенты отраслевого трудоустройства (КОТ) по каждой специальности, показывающие, какое количество выпускников могут претендовать на какие вакансии предприятий Госкорпорации.


 
По каким специальностям Госкорпорация испытывает наибольшие потребности в специалистах?
 
Значительный рост потребностей возникает по следующим специальностям:
-Атомные электрические станции и установки
- Ядерные реакторы и энергетические установки
- Автоматизация и управление
- Теплотехника
- Электроэнергетика
- Химическая технология материалов современной энергетики
- Технология машиностроения
- Электроника и автоматика физических установок
- Информатика и вычислительная техника
- Электронные приборы и устройства
- Электронная техника, радиотехника и связь
- Радиационная безопасность человека и окружающей среды
Это связано с растущими потребностями в комплектации новых блоков АЭС и другими стратегическими проектами развития Росатома. По сравнению с 2010 годом суммарная потребность по ним возрастает к 2015 году в 4 раза.
По некоторым особо важным отраслевым специальностям: «Атомные электрические станции и установки» и «Ядерные реакторы и энергетические установки» коэффициент КОТ становится близким к 1. Это означает, что предприятия будут вынуждены брать в отрасль каждого выпускника, не имея возможности отбора. С учетом того, что не все выпускники смогут и захотят работать в отрасли, набор по этим специальностям для нас становится критически важной задачей.
 
Какие шаги для исправления этой ситуации предпринимаются?
 
Для исправления ситуации в НИЯУ МИФИ срочно увеличен набор на эти специальности до 25%. Поможет в решении данной проблемы также сокращение времени на обучение за счет введения программ бакалавриата и комплекс мер по повышению престижности инженерных специальностей, привлекательности бренда Росатома как работодателя.
Еще одно решение – разработка и внедрение программ набора и развития молодых специалистов. Фактически речь идет о предложении выпускникам ВУЗов набора карьерных траекторий, которые позволят им закрепится в отрасли в одном из секторов – ядерно-энергетическом, ядерно-оборонном или научном и т.д.
Разработанный комплекс мер позволил Госкорпорации внедрить систему управления отраслевым рынком труда молодых специалистов с целью обеспечения своих будущих потребностей в квалифицированном персонале.
 
Расскажите о системе контроля качества образования. 
 
В настоящий момент Госкорпорация разрабатывает такую систему в соответствии с международными стандартами. Работа ведется совместно с Рособрнадзором, Российским ядерным инновационным консорциумом (РЯИК), включающем ВУЗы и отраслевые предприятия, а также с независимыми аккредитационными агентствами. Оценка качества обучения ведется на трех уровнях:
- Оценка качества подготовки выпускников — «входной контроль»,  гармонизация образовательных и профессиональных стандартов
- Аккредитация образовательных программ ВУЗов по методологии европейских организаций FEANI, ENQA
- Сертификация квалификации – присвоение квалификации «Евроинженер» сотрудникам предприятий Госкорпорации.
Внедрение такой системы позволит Росатому определить требования к специалистам со стороны работодателя (квалификационные рамки), измерять степень соответствия им выпускников, формировать обратную связь, подтверждать качество подготовленных специалистов с учетом международных стандартов.
 
Как Вы оцениваете  образовательный проект СРО атомной отрасли, в том числе и масштабную работу по созданию НОУ «УЦПР»?
 
На мой взгляд, организаций Негосударственного образовательного учреждения «Учебный центр подготовки рабочих» — очень важный, своевременный и дальновидный шаг. Огромным его преимущество является то, что СРО и Госкорпорация ставят под контроль систему качества подготовки специалистов рабочих специальностей. У нас появляется реальная возможность получить гарантию качества обучения технических специалистов для потребностей атомной отрасли. Кроме того, мы работаем с организациями-членами СРО, которые являются нашими подрядчиками, и понимаем, какого уровня и квалификации персонал работает при сооружении объектов использования атомной энергии. Это, на мой взгляд, самое важное.
Что касается организации курсов повышения квалификации с учетом финансирования этой деятельности за счет средств СРО атомной отрасли, то это одно из актуальных направлений деятельности. Зачастую компании, работающие на строительных площадках отрасли, нуждаются в получении новых знаний, методик, технологий и т.д. Поэтому программы повышения квалификации – лучший способ удовлетворить текущую потребность отрасли в квалифицированном персонале. Ведь, как мы понимаем, работа на наших объектах является довольно специфичной и напрямую связана с безопасностью строительства.
 

Журнал "Атомное строительство" (№4 октябрь 2011)

По состоянию на: 27.02.2014 16:42
javascript коды