Профессор кафедры Управления Государственной академии специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС) Андрей Константинович Шрейбер о системе повышения квалификации и Образовательном проекте СРО атомной отрасли в интервью журналу "Атомное строительство.
Андрей Константинович, как Вы оцениваете состояние дополнительного профессионального образования в России?
Я бы начал с того, что сейчас мы имеем дело с совершенно новой формой организации строительной отрасли. Раньше, как мы знаем, работали отдельные ярко выраженные генподрядные и субподрядные организации тех или иных министерств и ведомств. Теперь все они объединены в систему саморегулируемых организаций и ответственность за качество работ, безопасность их производства, за внедрение новых технологий несет профессиональное сообщество в лице СРО. Это требует нового подхода к организации дополнительного профессионального образования, разработки новых форм и методов повышений квалификации специалистов строительной отрасли. Тем более это актуально, учитывая большой объем информации, которой должен владеть специалист строительной организации. Он должен изучить основные законодательные, нормативные и правовые акты, получить знания о новых строительных материалах и конструкциях, средствах механизации, современных технологий производства работ, они должны владеть способами управления строительством, которое представляет собой сложный механизм с многообразием видов работ и занятыми в сфере строительного производства специализированными субподрядными организациями. Все эти условия отражены в комплексе учебных программ, разработанных ГАСИС совместно с СРО НП «СОЮЗАТОМСТРОЙ» на основе принципов взаимодействия образовательного процесса с производством.
СРО НП «СОЮЗАТОМСТРОЙ» не случайно выбрала ГАСИС в качестве делового партнера. Академия является базовым научным и учебно-методическим центром дополнительного профессионального образования. В составе академии работают 363 преподавателя с учеными степенями и званиями, в том числе свыше 50-ти докторов наук, лауреатов Государственных премий, Заслуженных деятелей науки, Заслуженных строителей РФ. Абсолютное большинство сотрудников академии пришли на преподавательскую работу с производства. На кафедрах академии в год повышает квалификацию около 25000 специалистов
В связи с этим, как сегодня строится взаимодействие Вашей академии с отраслевыми саморегулируемыми организациями?
В первую очередь, стоит отметить, что я полностью поддерживаю идею, которую реализует СРО – создание общих методических подходов к работе с кадрами в атомной отрасли. Цель этой работы – повысить профессиональный уровень руководителей и специалистов организаций-членов СРО, которые занимаются сооружением сложнейших объектов, в том числе и объектов использования атомной энергии. Разумеется, реализация системы повышения квалификации таких специалистов потребовала перестройки образовательного процесса. Раньше мы никогда не имели дело с организациями, ведущими строительство объектов атомной отрасли. Нам самим пришлось серьезно готовиться к встрече со специалистами столь специфической отрасли. Начали мы фактически с нуля. Были разработаны учебные планы, программы повышения квалификации и подобраны преподаватели, исходя из характера деятельности строительных организаций входящих в состав СРО атомной отрасли.
Строитель должен знать как и чем смонтировать конструкции, как уложить бетонную смесь в условиях разных климатических условий, как обеспечить безопасность и качество строительно-монтажных работ. При этом ему необходимо знать технологию того производства, для которого он строит объект. Конечно, все вышеперечисленные функции не в равной степени должны быть известны специалистам разных уровней, но каждый прораб потенциально может стать руководителем и его следует готовить к этому заранее. При этом не трудно представить, каков должен быть профессиональный уровень преподавателей, которые несут в аудиторию сведения о всем современном, новом, что зарождается в отечественной и зарубежной практике и что может с успехом быть применено слушателями в их практической работе. Примером перестройки учебного процесса может явиться создание курса по монтажу оборудования атомных станций. Это чрезвычайно специфическое направление. С помощью организации-члена СРО: «Энергоспецмонтаж» мы разработали программу, основную часть которой читают работники этой организации – специалисты высочайшей квалификации. Лекции заместителя генерального директора Макарова В.Г., заместителя главного инженера Спиридонова А.П. пользуются большим успехом. Сложно представить более квалифицированных преподавателей по такому специфическому курсу.
Как организован этот учебный процесс?
Общая продолжительность каждого курса повышения квалификации 72 часа. Из них 40 часов – аудиторные занятия, а 32 часа – обучение на базе дистанционных образовательных технологий. Такая форма организации учебного процесса применяется впервые и позволяет максимально эффективно использовать период обучения за счет сокращения времени отсутствия специалистов на рабочем месте. Кроме того, по возникшим в процессе самостоятельного изучения вопросам появляется возможность получить на них ответы во время аудиторных занятий на втором этапе обучения.
На этапе очного обучения изучаются наиболее сложные разделы программы, вызывающие затруднения при их самостоятельном изучении. Итоговая проверка знаний, полученных слушателями, подтвердила эффективность принятой формы повышения квалификации специалистов.
В процессе разработки программ и учебных планов кафедрами академии вся организационно-методическая работа осуществлялась группой специалистов при участии начальника научно-исследовательского сектора ГАСИС к.т.н., доц. Стамбулко А.В.
Каждая программа детально рассматривалась и утверждалась проректором академии д.э.н., проф. Ивчик Т.А.
Со своей стороны СРО атомной отрасли осуществляла экспертизу программ с привлечением соответствующих специалистов. Окончательный вариант программ подготавливался специалистами отдела специальных проектов под руководством В.Н.Терентьева и представлялся на утверждение президенту СРО Опекунову В.С., который лично тщательно изучал каждую программу.
В результате, создана система, получившая практическую направленность и обеспеченная необходимой учебно-методической базой.
Андрей Константинович, расскажите про программы повышения квалификации, разработанные совместно с СРО атомной отрасли?
Сегодня мы издали первый сборник методического материала, в который собрали первые 8 учебных программ и учебно-методических планов по видам работ, перечень которых определен приказом Минрегионразвития РФ. Мы придерживаемся принципа блочного построения каждой программы.
Первый блок содержит изложение основных положений Гражданского кодекса РФ, ряда федеральных законов, постановлений Правительства РФ, приказов министерств и ведомств и т.д. Содержание этого блока ориентировано на информирование слушателей о политике государства в области модернизации экономики, о действующей государственной системе технического регулирования и саморегулирования, стандартизации и сертификации. Блок содержит сведения о нормативной базе строительной отрасли, об основах управления строительством, менеджменте качества строительно-монтажных работ. Этот блок является общим для всех программ.
Второй блок посвящен проблемам технологии строительного производства и организации строительства. Слушателей в процессе обучения знакомят с новыми материалами, конструкциями, машинами, методами производства работ.
Третий блок так же является общим для всех программ. Он содержит систему тестовых заданий для контроля качества обучения, определения уровня подготовленности специалистов. В качестве основной парадигмы системы определена необходимость свободного знания логики и принципов управления видами деятельности строительных структур.
Вы сказали, что сталкивались с определенными трудностями при реализации проектов в области повышения квалификации. В чем они заключались, и какой выход из ситуации был найден?
В первую очередь, сложности возникали из-за того, что далеко не все руководители адекватно оценивают необходимость отправлять своих сотрудников для повышения квалификации. Они, если можно так сказать, не могут преодолеть психологический барьер, связанный тем, что зачастую приходится отпускать на неделю ключевых сотрудников с работы. В прошлом году возникали трудности с комплектованием учебных групп. Слушателей на курсах было существенно меньше, чем в предварительных заявках, поданных организациями. Руководством СРО НП «СОЮЗАТОМСТРОЙ» было принято чрезвычайно мудрое решение о централизованном финансировании обучения. Так как кроме психологического фактора, действовал еще и материальный фактор. В этом году комплектование групп проходит гораздо энергичнее, хотя говорить о том, что психологический барьер руководителями был преодолен, пока рано.
Преодолеть этот барьер, на мой взгляд поможет сам подход к организации повышения квалификации. Как я уже говорил, мы должны нести слушателям только те знания, которые окажутся для них новыми и полезными в их непосредственной практической деятельности. Тем более это актуально в условиях модернизации экономики и развитии инновационных технологий в строительстве.
Какие еще разделы образовательного проекта СРО являются важными для Вас?
Особый интерес представляет проект компьютерной тестирующей системы аттестации руководителей организаций-членов СРО атомной отрасли (КТСР), разработанная совместно с Новосибирским филиалом ГАСИС в соответствии с техническим заданием заказчика. С июля 2011 года программа начала действовать и по отзывам руководителей СРО, система работает эффективна. Есть желание в дальнейшем с помощью этого продукта определять уровень знаний не только руководителей, но и среднего звена. Конечно, это потребует корректировки тестов, причем с учетом тех видов работ, на которые организация получила допуск СРО. Очень важно, что КТОР несмотря на то, что содержание тестов, а также программное обеспечение ориентированы на специфику строительства объектов атомной энергетики, она может быть успешно внедрена в других сферах строительной деятельности, что делает эту систему универсальной.
Журнал "Атомное строительство" (№4 октябрь 2011)