Мы нашли понимание и поддержку в Госкорпорации «Росатом

5

Виктор Семенович Опекунов, президент СРО атомной отрасли о предварительных итогах 2011 года и планах на будущее

Виктор Семенович, в 2011 году СРО атомной отрасли сделали большой шаг вперед в своем развитии, как бы Вы оценили предварительные итоги уходящего года?
Могу прямо сказать, что год для нас непростой. Мы прошли испытания, которые связаны с переходом от первого этапа организационного развития СРО к сущностной деятельности. Если  раньше мы уделяли львиную долю времени работе по приему организаций в состав нашего саморегулируемого комплекса, то в этом году мы сосредоточились на совершенствовании проектов связанных с образовательными услугами, надзорной деятельностью, разработкой нормативно-технической документации и др. Важно, что эта работа выстраивалась нами, что называется, с чистого листа. В системе саморегулирования еще нет подобных прецедентов и накопленного опыта, поэтому нам самим приходится придумывать модели работы в разных направлениях деятельности и добиваться  признания наших СРО в качестве серьезного регулирующего органа для организаций отрасли.
С одной стороны нами проделана серьезная работа по совершенствованию нашей деятельности, с другой стороны хвалится результатами преждевременно, самонадеянно и совершенно неуместно. Впереди еще очень много работы. Мы должны глубоко анализировать состояние строительства в атомной отрасли, серьезно следить за качеством выполняемых работ.  За долгие годы отсутствия подобного строительства в стране произошла серьезная деквалификация компаний, резко снизился уровень квалификации персонала. Пока нет четкой системы формирования строительных пулов в атомной отрасли, из-за чего на площадках работает много случайных компаний, не обладающих необходимыми компетенциями. Нас эта ситуация, конечно, тревожит и, в то же самое время, ставит перед нами высокую планку – добиваться постепенного исправления ситуации. Мы должны добиться, чтобы атомный энергостроительный комплекс был способен в строгом соответствии с требованиями нормативной документации, сроками и стоимостью строительства осуществлять сооружение объектов использования атомной энергии. Эту проблему одним рывком решить не получится, на это необходимо время.
 
Реализация каких проектов отраслевых СРО помогают решить данную задачу?
 
Несмотря на многие трудности, с которыми нашим организациям приходится сталкиваться, могу констатировать, что 2011 года был прожит не зря. Прежде всего, отмечу, что нам удалось более серьезно осуществлять работу в области технического регулирования. Мы сформировали, без преувеличения, в высшей степени профессиональную структуру в виде Комитетов и Экспертного совета, созданных при Совете СРО атомной отрасли. На этих площадках идет сложная работа по воссозданию нормативной базы сооружения объектов отрасли. Главный положительный результат этой деятельности – включение в активную работу большого количества настоящих профессионалов в области строительства, проектирования и инженерных изысканий. Практически еженедельно они встречаются на площадке СРО, определяют направления технического нормирования и работают над конкретными документами, начиная со стадии разработки технических заданий. Благодаря такой организации работы, нормативно-технические документы (НТД) саморегулируемых организаций проходят многократную профессиональную экспертизу, прежде чем будут вынесены на обсуждение общего собрания членов СРО. Эта работа сегодня выстроена достаточно четко, с пониманием направлений развития в будущем. Более того, сейчас, в рамках соглашения о сотрудничестве, которое заключили СРО атомной отрасли с Государственной корпорации «Росатом», мы ведем подготовку перечня НТД совместного применения и механизма их реализации. В данный перечень включено несколько десятков документов по строительству, проектированию и инженерным изысканиям, программа их разработки рассчитана на 2012-2013 гг. В ноябре текущего  года этот перечень будет утвержден приказом Госкорпорации.
Вторым важнейшим направлением нашей работы является надзорная деятельность. Я далек от утверждения, что нам удалось в полной мере взять всю обстановку на стройках под контроль. Масштаб строительства сегодня достаточно большой, количество компаний-членов СРО и география их работы тоже велики, поэтому впереди еще очень много работы. Однако, для нас важно, что в этом году мы получили серьезную методологическую базу по осуществлению контроля за деятельностью организаций. В ближайшее время мы создадим методики по всему спектру надзорной деятельности от различных видов строительных работ до проверки систем управления проектами и менеджмента качества. Кроме того, по моему мнению, в 2011 году специалисты нашего отдела технического надзора существенно повысили свои компетенции и профессионализм. Об этом свидетельствуют и положительные отзывы проверяемых организаций-членов СРО.
В этом году мы слишком много времени уделяли выездным проверкам отдельных организаций. 14 сотрудников отдела технического надзора находились в постоянных командировках, буквально пересаживаясь из самолета в самолет. Могу сказать, что это не самый оптимальный способ проверок, как с точки зрения загруженности людей, так и получения информации о строительстве объектов отрасли. С начала 2012 года система выездных проверок претерпит существенные изменения. Сегодня мы вплотную подошли к тому, чтобы осуществлять комплексную оценку состояния качества строительства и обеспечения безопасности на объекте в целом.  В 2012 году мы будем выстраивать свою работу таким образом, чтобы, специалисты отдела надзора проверяли не отдельные организации, а всю цепочку выполнения работ,  начиная с анализа деятельности службы заказчика, проверки генерального подрядчика, а затем ключевых подрядчиков и субподрядчиков. Таким образом, наша проверка будет охватывать все системные проблемы: наличие систем менеджмента качества,  соблюдение всех норм и правил строительного контроля, систем охраны труда и промышленной безопасности и т.д. Это позволит нам дать комплексную оценку строительства объектов отрасли. Первые такие проверки нами проведены, пока  мы еще не успели проанализировать всю полученную информацию. Однако, у нас есть понимание того, что итогом таких проверок должно стать отдельное совещание с участием руководителей организаций, участвующих в строительстве. Думаю, что в ближайшее время эта работа будет выведена нами на новый уровень.
В рамках нашего соглашения о сотрудничестве с Госкорпорацией нам предстоит выстроить рабочие отношения с надзорными органами Росатома, в первую очередь, с Генеральной инспекцией, Управлением качества строительства АЭС, а также со службами ключевого заказчика отрасли – «Концерна Росэнергоатом» и дирекциями строящихся объектов. Объединив наши усилия, создадим единый надзорный комплекс атомной отрасли.
Еще одним важнейшим направлением деятельности отраслевых СРО является реализация масштабного образовательного проекта. В 2011 году обучение на курсах повышения квалификации пройдут 3 тыс. руководителей и специалистов организаций-членов СРО, это в 3 раза больше, чем в 2010 году. Во многом такое существенное увеличение стало возможным благодаря изменению принципа образовательного проекта. СРО атомной отрасли стали заказчиками образовательных услуг, заключили договоры  с учебными заведениями и взяли расходы по финансированию образовательного процесса на себя. Несмотря на это, еще остается достаточно нерешенных проблем, в том числе и по совершенствованию качества образовательных услуг. Именно эта задача станет для нас ключевой в будущем году. На сегодняшний день принято решение провести отбор образовательных учреждений на конкурсной основе. Мы проанализируем возможности тех вузов, с которыми уже работаем и привлечем новые учебные заведения с тем, чтобы существенно повысить качество образовательного процесса.
 
Как Вы оцениваете состояние квалификация персонала на строительных площадках отрасли и помогает ли образовательный проект СРО решать существующие проблемы?
 
Совершенно очевидно, что квалификация персонала является недостаточной. Но восполняем ли мы ее за счет проведения курсов повышения квалификации продолжительностью всего 72 часа? Конечно, это спорный вопрос.  Есть специалисты, которым этого курса может быть вполне достаточно, но части людей, безусловно, требуется более глубокое изучение программ повышения квалификации. В связи с этим, нам придется организовывать более длительные курсы обучения, рассчитанные на 140-150 часов. За счет этого вузы смогут давать гораздо больший объем знаний, особенно в части изучения новых технологий строительства.
Кроме того, нам предстоит решать проблему неспособности образовательных учреждений преподавать некоторые специфические, технологически сложные строительные программы повышения квалификации. К нам довольно часто обращаются вузы с просьбой найти практиков, которые прочитают курс лекций по своей специальности. Это, конечно, хороший метод передачи знаний, но строить на этом весь образовательный процесс вряд ли возможно. По существу, инженер, обладающий большим багажом знаний в определенной области, не является профессиональным преподавателем, а наука подавать материал сама по себе предъявляет серьезные требования. Исходя из этого, предстоит найти баланс между приглашением технических специалистов к чтению лекций и возможностями самих образовательных учреждений.
Нельзя не отметить, что СРО атомной отрасли приступили к активной фазе реализации второй части образовательного проекта – создания учебных центров подготовки квалифицированных рабочих. Актуальность этой темы сегодня очевидна. Система профобразования фактически отсутствует, а между тем потребность отрасли в рабочих возрастает. Я нисколько не преувеличу, если скажу, что примерно из 20 тыс. человек, работающих на строительных площадках отрасли, 2/3 нуждаются в повышении квалификации. При этом рабочих катастрофически не хватает, поэтому необходим приток новых кадров.
В Госкорпорации «Росатом» подписан приказ об утверждении программы подготовки рабочих и  сейчас началась работа по созданию 2-х учебных центров в Москве на базе ОАО «НИКИМТ-Атомстрой» и в Нововоронеже на базе ОАО «Атомтехэнерго». Площадки центров передаются в оперативное управление вновь созданному Негосударственному образовательному учреждению «Учебный центр подготовки рабочих» (НОУ «УЦПР»). Помещения центров находились в неудовлетворительном состоянии. Мы начали их ремонт с замены кровель, фасадов, окон, созданию новых инженерных коммуникаций и т.д. Пока финансирование по разработке проектов и начало строительных работ идет за счет средств СРО.
Всего программа подготовки рабочих предусматривает создание в течение 2012 года 5-ти учебных центров, которые станут филиалами НОУ «УЦПР». Они будут оснащены  современным оборудованием для сварочных, арматурных, опалубочных работ и др. Это огромная работа, которую проводит СРО. Я надеюсь, что первые два центра, о которых я сказал выше, будут открыты в первом квартале будущего года.
 
То есть роль СРО, как регулятора отрасли возрастает по мере развития Ваших проектов?
 
Как я уже говорил, в результате комплексного подхода к своей деятельности отраслевые СРО признаны стратегическим интегратором строительного комплекса атомной отрасли, который, объединяя лучшие строительные организации России, формирует его новый облик.
Безусловным успехом для нас является то, что мы нашли понимание и поддержку в Госкорпорации «Росатом», что подтверждено подписанным ее генеральным директором Сергеем Кириенко соглашения о сотрудничестве. Оно охватывает довольно много направлений деятельности, в том числе и развитие нормативно-правовой базы саморегулирования, надзор, разработку НТД, образовательный проект. Все эти направления связаны и с утвержденной программой развития СРО атомной отрасли на 2011-2012 гг. Всего в программе отражено 7 направлений деятельности, о которых я сказал ранее, а также развитие информационных технологий, аккредитации, совершенствования подрядных отношений. Хотелось бы отдельно сказать, что в рамках всех этих направлений при Советах СРО созданы Комитеты -  совершенно новый институт, в состав которых  вошли ключевые специалисты и эксперты отрасли. Эта очень важная форма взаимодействия СРО с организациями-членами.
 
Виктор Семенович, Вы сказали, что работаете в направлении совершенствования нормативно-правовой базы саморегулирования. Расскажите, как менялась эта законодательная база в 2011 году, и каких изменений стоит ждать в будущем?
 
К сожалению, в текущем году не был принят очень важный для нас документ – постановление Правительства РФ о порядке установления саморегулируемыми организациями требований      к выдаче свидетельств о допуске к работам на объектах использования атомной энергии, а также об определении СРО, обладающих правом выдачи допусков на эти объекты. Такой документ подготовлен, он находится на согласовании в федеральных органах исполнительной власти. На сегодняшний день получено два отрицательных заключения от Федеральной антимонопольной службы РФ и Министерства экономического развития РФ. Два заключения пока не получены: от Министерства регионального развития РФ и Ростехнадзора РФ. По моей информации Минрегион РФ поддержит этот документ и в ближайшее время мы получим официальный ответ по этому поводу.
Данное постановление определяет важную норму о том, что СРО, которое обладает правом выдачи свидетельств о допуске к работам на объектах использования атомной энергии, должно установить единственные для всех членов СРО требования не ниже установленных соответствующим постановлением Правительства РФ.  Однако, ФАС РФ и Минэкономики РФ считают, что это требование является слишком жестким для саморегулируемых организаций и СРО могут иметь в своем составе разные организации, отвечающие совершенно разным требованиям от общегражданского строительства до объектов атомной отрасли.
Я считаю, что идеология саморегулирования основывается на некоммерческом партнерстве, то есть объединении партнеров в прямом смысле слова, что предусмотрено  Градостроительным Кодексом РФ. Именно поэтому Стандарты, разработанные СРО, являются обязательными для всех членов партнерства. А требования к выдаче свидетельств, по сути и есть базовый стандарт организации, ее лицо. Но поскольку Градкодексе нет прямого указания, что требования должны быть единственными, возникают неоднозначные толкования. Сегодня, каждая СРО имеет в своем составе как маленькие компании, так и средний и крупный бизнес. Это приводит к тому, что такие СРО не могут дифференцированно подходить к выдаче допуска к работам и, фактически, могут выдать организации свидетельство о допуске к работам на объектах использования атомной энергии без серьезного анализа возможностей этой компании. Это, в свою очередь, чревато тем, что на площадках отрасли появляются компании, не обладающие достаточными компетенциями.
К сожалению, у нас есть серьезные сомнения в том, что данное постановление Правительства РФ будет принято. Однако сейчас есть очень важный документ – федеральный закон о внесении изменений в закон об использовании атомной энергии и другие законодательные акты Российской Федерации, в том числе  закон о Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Вносятся существенные изменения в нормативную базу регулирования в области безопасности объектов использования атомной энергии. Готовят этот документ Ростехнадзор РФ и Госкорпорация, а мы получили бесспорное согласие на то, чтобы в этот закон внести ряд законодательных норм, регулирующих, в том числе и деятельность СРО в атомном строительстве.
Виктор Семенович, Вы включены в комиссию Росатома по повышению прозрачности деятельности Гкорпорации. Как Вы видите роль отраслевых СРО в обеспечении этой прозрачности?
Роль СРО сегодня достаточно высока. Основные проблемы Корпорации связанны с закупочной деятельностью. Росатом ежегодно осуществляет закупки товаров и услуг более чем на 200 млрд. рублей. И в последние годы Росатом интенсивно ведет работу по повышению прозрачности этой деятельности. Действует отраслевой стандарт закупок, который постоянно совершенствуется, а СРО играют не последнюю роль в этом процессе. Мы находимся в постоянном взаимодействии с Департаментом закупок Госкорпорации в вопросах совершенствования закупочных процедур. Становится очевидным, что при введении серьезных технологических методов закупок становится все сложнее осуществлять прямое административное влияние на результаты конкурсов.
Роль СРО связана с определением «серых» компаний, не имеющих необходимых компетенций и участвующие в конкурсах. Такие компании, за счет ценового демпинга могут выигрывать любые конкурсы, но в конечном итоге оказываются неспособны выполнить те условия и обязательства, которые взяли на себя. После этого часто бывают попытки вынудить заказчика повысить расходы из-за каких-то «неучтенных обстоятельств» и  т.д. Получается, что формально все условия создания конкурентной среды соблюдены, есть экономия средств, но все это только на бумаге. На самом деле на стадии реализации проекта расходы зачастую существенно превышают  объявленные при проведении конкурса. Тем более учитывая временные простои в строительстве объекта.
В сложившийся ситуации, я высоко оцениваю роль СРО в отладке здоровых механизмов закупок и обеспечения прозрачности деятельности Росатома. Создание Комитета СРО по подрядным отношениям имеет своей целью создать механизм порядных альянсов, которые решают сразу несколько проблем. Эта модель основана на построении структурированной системы. К примеру: нужна одна сильная организация, которая является управляющей и выполняет часть ключевых работ, несет на себе нагрузку по формированию логистики площадки, инженерной инфраструктуры, дальше идет набор специализированных организаций, выполняющих пусконаладочные, электромонтажные, специальные строительные работы, поставщики оборудования, лизинговые компании, финансовые институты, страховые организации и др. Таким образом,  появляется пул организаций, способных комплексно решать задачи строительства объектов отрасли. В данном случае СРО атомной отрасли могут выступить некоей информационной базой об организациях, наличию компетенций, материально-технической базы каждой компании. Тем более, что это формализованная информация, подтвержденная документами. С этой точки зрения саморегулируемые организации играют серьезную роль в повышении прозрачности деятельности Корпорации и ее предприятий.
 

Журнал "Атомное строительство" (№5 ноябрь 2011)

По состоянию на: 27.02.2014 16:50
javascript коды