Урок Фукусимы: Правильный выбор площадки строительства АЭС – ключевой фактор безопасности

Osipov_VI_2ttt

Директор Института геоэкологии им. Е.М. Сергеева РАН, академик РАН, профессор Виктор Иванович Осипов

Виктор Иванович, как Вы оцениваете состояние инженерных изысканий в строительстве в целом и атомной отрасли в частности? Какие процессы сейчас наиболее актуальны для этой сферы деятельности?
В последние годы, начиная с периода «перестройки», в области инженерных изысканий, к сожалению, развиваются деградационные процессы, которые уже привели к существенному снижению качества инженерных изысканий. В большей степени это относится к гражданскому строительству, но в какой-то степени затрагивают и атомную энергетику. Проблема заключается в том, что мы вступили в эпоху либерализации. С одной стороны появилась возможность проявлять собственную инициативу в определении курса развития изысканий на основе рыночных отношений, с другой стороны появились экономические механизмы, которые всячески препятствуют такому развитию. Прежде всего, появилась возможность существенно сокращать объемы работ в этой области. Сегодня все чаще стали пытаться проектировать без достаточных инженерных изысканий, ссылаясь на то, что изыскания не играют большой роли для проектирования. Кроме того, появились огромные возможности, если говорить прямо, для махинаций, расходования средств не по назначению. Это приводит не только к сокращению финансирования изыскательской деятельности, но и в ряде случаев к фальсификации ее результатов. К сожалению, это устойчивая тенденция настоящего периода времени. Открытым остается вопрос о том, решит ли эту проблему переход к системе саморегулирования. На мой взгляд, если эта система будет управляться профессионалами, то качество инженерных изысканий будет высоким. Однако время покажет, как это будет происходить на практике.
 
 При этом инженерные изыскания остаются одной из ключевых составляющих строительства…
 
Действительно актуальность данного направления колоссальная, учитывая, что роль изысканий постоянно повышается. Это объясняется тем, что с каждым годом строительство усложняется, начинается сооружение все более сложных объектов, в том числе и экологически опасных. Более того, становится все меньше участков благоприятных для строительства, особенно в переделах городов. Все это требует увеличения объемов инженерных изысканий, тщательности при их проведении и повышении их качества.
Рассуждение о том, что изыскания не являются столь ответственным этапом строительства -  глубочайшее заблуждение. Важно понимать, что все наземные конструкции поддаются расчету и управлению, а природная среда многократно сложнее. Ее очень трудно рассчитать, спрогнозировать и, тем более, управлять ее состоянием и свойствами. Отсюда вывод: если мы усложняем строительство, то должны уделять большее внимание и основанию сооружаемых объектов.
Об этом говорит и международный опыт развития инженерных изысканий. Совершенствование технологий, методов строительства неизбежно приводят к совершенствованию инженерно-геологических исследований. Очень большая роль отводится экспертным оценкам со стороны крупнейших специалистов. При этом формирование экспертного сообщества происходит, если можно так сказать, естественным путем, когда сама научная среда определяет лучших специалистов в области изысканий. Только эта категория людей отвечает за экспертизу объектов, несет персональную ответственность за качество работ. В России же делаются попытки создания общественных групп экспертов, которые формируются административным путем,  а не выдвижением наиболее талантливых, крупных специалистов, которым можно было бы доверить серьезную экспертизу.


 
Виктор Иванович, в продолжение темы международного опыта расскажите, как Вы оцениваете ситуацию с катастрофой на японской АЭС «Фукусима-1»?
 
Могу сказать, что Япония — очень продвинутая страна с точки зрения сейсмостойкого строительства. И эта катастрофа подтвердила, что сейсмический удар у них выдержало большинство объектов, в том числе и атомная электростанция. Хотя она и пострадала от землетрясения, но не критически. Основная угроза была связана с цунами. Почему это произошло? Был недоучтен очень важный фактор сооружения такого сложного объекта как АЭС: выбор площадки строительства. Важно не просто качественно построить энергоблоки, но и выбрать наиболее благоприятную площадку для строительства. В Японии станция была возведения в пределах территории, которая подвергалась угрозе волны  цунами, которая и нанесла наибольший урон «Фукусиме-1». Окончательному выбору площадки должны предшествовать тщательные инженерно-геологические, территориальные изыскания с оценкой различных участков строительства и их уязвимости  действию опасных природных процессов.
 
На Ваш взгляд, эти события изменили отрасль инженерных изысканий, повлияли на ее развитие?
 
Не думаю, что это правильная формулировка. Эти направления работы всегда входили в сферу инженерно-геологических работ, а районирование территорий всегда проводилось на начальных, предпроектных стадиях изысканий. Отечественная инженерная геология была сильна тем, что этим стадиям уделялось наибольшее внимание. Мы всегда развивали картирование, районирование, оценку условий различных регионов, районов и т.д. Эту работу сейчас важно сохранить в составе инженерно-геологических исследований предварительной стадии.
К сожалению, в новых нормативно-технических документах этот подход не находит отражения. Более того, зачастую нас пытаются ограничить только проектными изысканиями. Получаются одностадийные изыскания, которые начинаются с этапа проектирования, а предварительной стадии об исключительной важности которой я сказал выше, попросту нет. Эта неправильная тенденция. Тем более, если речь идет об изысканиях в атомной энергетике. В этой отрасли невозможно себе представить выбор региона, района, участка строительства АЭС без комплексного анализа всех условий строительства. Трагедия в Японии еще раз подтвердила, что это едва ли не важнейший фактор безопасности строительства. Тем более это актуально для России с ее огромными территориями, климатическими условиями и т.д. В нашей стране существует огромное конкурентное поле для выбора площадок строительства АЭС. Естественно, что в Японии не было такого выбора и им, в какой-то степени, можно простить, что они построили станцию в таких условиях. Но для нашей страны подобные ошибки непростительны. На нашей территории мы можем, и должны находить наиболее безопасные участки для строительства.  Но, повторю, что совершенствование нормативной базы должно стать приоритетом этой работы, так как именно от нее зависят процессы, которые будут происходить в области изысканий.
 
В связи с этим, как Вы оцениваете работу по разработке нормативно-технической базы инженерных изысканий в России?
 
Сейчас эта работа ведется очень интенсивно, в том числе и в атомной энергетике. Нужно сказать, что многие документы уже актуализированы в соответствии с последними достижениями науки и техники. Однако эта работа идет не просто. К сожалению,  в нашей стране исчезли многие крупные отраслевые институты, которые системно занимались этой проблемой, имели большой опыт совершенствование нормативной базы. Сейчас этим занимаются немногочисленные академические институты, учебные заведения. Часто эти вопросы отданы на откуп специалистам, не имеющим опыта подобной работы.
Однако я думаю, что несмотря на многие проблемы мы движемся в правильном направлении. В том числе и в части сближения российской нормативной базы с западной. Главное, чтобы при этом сближении мы не потеряли важные отечественные наработки, которые во многом превосходят действующие в мире. Несмотря на то, что есть много положительных моментов, которые необходимо перенимать у запада, мы не должны слепо копировать их нормативную базу. Заимствования должны быть продуманными и взвешенными во всех отношениях. 
 

Журнал "Атомное строительство" (№5 ноябрь 2011)

По состоянию на: 27.02.2014 17:15
javascript коды