Россия активно участвует в интеграционных процессах

P1080019ttt

Владимир Козлов, советник группы советников генерального директора ОАО «Атомэнергомаш»; руководитель международной рабочей группы по модернизации нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области мирного использования атомной энергии Комиссии государств-участников СНГ по использованию атомной энергии; Руководитель международной рабочей группы государств-участников ЕврАзЭС по вопросам нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области мирного использования атомной энергии

Владимир Викторович, каким образом на сегодняшний день можно охарактеризовать систему технического регулирования в России?
 
Деятельность по техническому регулированию можно разделить на три основных направления: нормоустановление, нормообеспечение и оценка соответствия, установленным нормам.
Сегодня в нашей стране подход по нормоустановлению исходит из Федерального закона «О техническом регулировании» и заключается в процессе определения всей номенклатуры продукции, работ и услуг(к которым д.б. установлены обязательные требования), включающей, в частности, интересующие нас работы и услуги по строительству, строительные материалы, конструкции и т.д. При реализации этого направления на начальном периоде действует перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации и декларированию в соответствии с Постановлением Правительства РФ №982. Такая схема действует до тех пор, пока не приняты специальные Технические регламенты, устанавливающие требования к отдельным видам продукции, работ или услуг.  . Некоторые требования могут устанавливаться государством даже в виде Федеральных законов, как, например, произошло с принятием Технических регламентов о пожарной безопасности и о безопасности зданий и сооружений, а могут быть установлены постановлениями Правительства РФ и приказами соответствующих министерств и ведомств. С момента принятие таких регламентов продукция, работы или услуги исключаются из перечня, установленного Постановлением Правительства РФ №982, и регулируются отдельно. Кроме того, эти регламенты устанавливают требования не только к продукции, но и процессам их проектирования, конструирования, поставки, эксплуатации, обращения и т.д.
Разработка Технических регламентов, а так же Перечней  стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технических регламентов так же осуществляется в соответствии с процедурой, регламентированной Законом о техническом регулировании. Надо заметить, что данная процедура максимально приближена к правилам и принципам, установленные Соглашением по техническим барьерам в торговле и Соглашением по применению санитарных и фитосанитарных мер Всемирной торговой организации, принятыми на Уругвайском раунде многосторонних торговых переговоров 15 апреля 1994 года,, В Технических регламентах устанавливаются требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, правила идентификации, формы, схемы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия, а так же могут содержаться требования к терминологии, упаковке, маркировке, этикеткам и правилам их нанесения,.
 
Процессы Нормообеспечения реализуются через механизм соблюдения изготовителем (конструктором) требований, установленных как непосредственно в Технических регламентах, так и в вышеназванных Перечнях стандартов.
Продукция, в отношении которой принят Технический регламент, выпускается в обращение при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные этим Техническим регламентом
Применение на добровольной основе международных, включенных в этот Перечень, является достаточным условием соблюдения требований соответствующего Технического регламента. Неприменение стандартов, не может рассматриваться как несоблюдение требований Технических регламентов. Последнее означает, что изготовитель может приметить иные (в т.ч. международные) стандарты для выпускаемой продукции, в которых установлены требования не хуже чем в стандартах, указанных в Перечне.
 
Третьим направлением является – контроль соответствия продукции установленным нормам – так называемая, оценка соответствия.
Оценка (подтверждение) соответствия продукции, устанавливаемая в технических регламентах, проводится в форме регистрации, испытания, подтверждения соответствия (декларирование соответствия, сертификация), экспертизы и (или) в иной форме.
Процедуры оценки (подтверждения) соответствия устанавливаются в Технических регламентах на основе типовых схем оценки (подтверждения) соответствия.
При этом еще раз необходимо заметить, что Технические регламенты достаточно демократичны, в них прописаны только самые важные требования, влияющие на безопасность человека и окружающей среды, а методы подтверждения этого соответствия являются добровольными.  Такой подход, в принципе, должен обеспечить дальней шую интеграции России в мировые торговые системы. Такова общая идеология технического регулирования
 
 
Расскажите о системе, применяемой в атомной энергетике?
 
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О техническом регулировании» для продукции, связанной с обеспечением ядерной и радиационной безопасности Правительство РФ будут установлены особые правила технического регулирования, стандартизации и оценки соответствия в атомной отрасли. Это касается, в первую очередь продукции для всех объектов использования атомной энергии, так как она так или иначе связана с обеспечением безопасности. Практически год назад был принят Федеральный закон от 30.11.2011 N 347-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности в области использования атомной энергии, в соответствии с которым Правительство РФ уже дало распоряжения Госкорпорации «Росатом» и Ростехнадзору РФ подготовить вышеназванные постановления. Таким образом, полным ходом идет процесс разработки, формирования и свнутригосударственного согласования этих особенностей и их детализации.
Я уверен  что наработанные за многие годы в атомной отрасли отраслевые стандарты, руководящие документы и технические условия отраслевого уровня займут немаловажное место в модифицируемой системе отраслевого нормативного правового нормативно-технического регулирования. Данные документы постоянно поддерживаются отраслью в рабочем состоянии, но, к сожалению, на настоящий момент  утратили свой статус. Правильное инкорпорирование наработанного научно технического нормативного багажа в будущую систему атомного регулирования – одна из краеугольных задач стоящих перед Госкорпорацией «Росатом».
Еще один  положительный момент принятия 347-ФЗ связан с тем, что федеральным нормам и правилам (ФНП) в области использования атомной энергии, однозначноустановлен статус нормативного правового акта. Ранее существовала некая правовая коллизия, когда, с одной стороны, ФНП были обязательны по законодательству (статья 6 ФЗ «Об использовании атомной энергии»), а с другой, по своему фактическому статусу они были ведомственными документами Ростехнадзора РФ и по правовой иерархии были ниже соответствующих Технических регламентов. Теперь же, в основных Технических регламентах прописано, что они  не действуют в отношении продукции, специально разработанной для атомной энергетики, если действуют ФНП.
 
Какие еще актуальные процессы Вы могли бы выделить в развитии технического регулирования?
 
Хотел бы отметить, что сегодня Россия активно участвует в интеграционных процессах. В первую очередь на территории бывшего СССР, то есть территории Таможенного Союза (ТС), Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и СНГ. Эти структуры функционируют сегодня не только как некая политическая надстройка, а являются вполне сформировавшимися межправительственными или даже наднациональными органами управления, которые выполняют руководящую и администрирующую  роль. Расскажу об этом на примере Таможенного Союза. Между Россией, Белоруссией и Казахстаном введено свободное обращение продукции и, соответственно, для защиты потребителя и окружающей среды должны были быть введены нормы безопасности для продукции. В ТС и ЕврАзЭС были подготовлены межгосударственные соглашения, которые определили, каким образом аспекты обеспечения безопасности продукции должны реализовываться на территории стран-участниц этих объединений.
Сегодня уже фактически законодательно и нормативно созданы механизмы межгосударственного технического регулирования  оценки соответствия, аккредитации, государственного надзора и назначения компетентных национальных уполномоченных органов и т.д. Существует уже больше 20 соглашений о нормативно-техническом регулировании в ТС. При этом, если нет каких-то специальных соглашений, регламентирующих отдельные виды продукции или виды деятельности, то страны-участники межгосударственных объединений соглашаются выпускать межгосударственные технические регламенты, которые становятся превалирующими над национальными нормами.. Таким образом, основной принцип, заложенный этой системой, помимо требований к продукции, заключается в том, что обращение и передача собственности на продукцию от изготовителя потребителю возможна, только если данная продукция соответствует межгосударственным техническим регламентам государств-участников ТС и ЕврАзЭС. Они описывают достаточно широкую номенклатуру продукции, которая, в том числе, попадает на атомные объекты  Наряду с этим, есть в соглашении о техническом регулировании СНГ оговорка, связанная с продукцией, влияющей на ядерную и радиационную безопасность. Она симметрична нашему национальному законодательству. А остальная общепромышленная продукция, которая входит в состав поставок объектов использования атомной энергии, попадает под действие Технических регламентов ТС и ЕврАЗЭС. Между тем рабочие механизмы регулирования в области использования атомной энергии в ТС, ЕврАзЭС и СНГ требуют незамедлительной разработки и принятия.
.
 
Даст ли такой подход преимущество при сооружении Белорусской АЭС?
 
Когда мы говорим о строительстве Белорусской АЭС, то общие подходы технического регулирования, безусловно, облегчают работу по сооружению этого объекта. Но при этом, важно понимать, что есть еще переходной период, который далеко не завершен. Принципы межгосударственного регулирования начали развиваться относительно недавно, а фактически, вступили в силу только с 2012 года. В связи с этим у каждой страны есть период времени, чтобы внутренне законодательство привести в соответствие с международным. К сожалению, мы сейчас еще не смогли полностью перевести национальное законодательство под формат ТС и ЕврАзЭС.
Есть и еще один не простой аспект, который влияет на процесс оценки соответствия. Он связан с кодификацией продукции. В России, Белоруссии и Казахстане существуют собственные классификаторы товаров, работ и услуг, которые не соответствуют, например, международному классификатору Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза (ТН ВЭД ТС).
Кроме того, важным вопросом остается формирование инфраструктуры, организационной среды оценки соответствия, нормоустановления внутри ТС ЕврАзЭС. Должны быть созданы единые органы аккредитации, сертификации продукции, системы экспертов и т.д. Как раз сегодня эти органы находятся в стадии формирования.
Несмотря на то, что процесс еще далек от завершения, совершенно очевидно, что интеграция в международное сообщество выходит сегодня на первый план. Тем более, что совсем недавно Россия вступила ВТО, где, как я уже упоминал выше, существуют свои принципы нормоустановления, нормообеспечения и оценки соответствия  в области технического регулирования.
 
 Владимир Викторович, как Вы сегодня оцениваете работу СРО атомной отрасли и Госкорпорации «Росатом» по разработке совместных нормативно-технических документов?
 
Дело в том, что стандарты саморегулируемых организаций обязательны к исполнению в рамках отдельного СРО и максимальное наказание за их неисполнение – исключение из членов организации. Когда мы только начинали разработку совместной программы, идея заключалась в том, что нормативные документы Госкорпорации, в соответствии с 317-ФЗ«О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»обязательны для всех субъектов Российской Федерации, как юридических, так и физических лиц. И за неисполнение этих документов, по закону, следит Генеральная прокуратура РФ. Соответственно для совместных документов СРО и Росатома повышается их статус, а также ответственность за их неисполнение. Поэтому мы определили достаточно большой перечень документов, которые нам необходимы в первую очередь и приступили к первому этапу реализации программы разработки НТД. Вместе с тем пока существует проблема придания этого совместного статуса разрабатываемым документам.
Считаю, что эта необходимая работа, которая позволит выпустить стандарты, напрямую влияющие на повышение качества и безопасности строительства объектов использования атомной энергии. 
 

Журнал "Атомное строительство" (№12 сентябрь-октябрь 2012)

По состоянию на: 27.02.2014 17:32
javascript коды