Реформа саморегулирования в области строительной деятельности подходит к решающему моменту: буквально считанные дни остаются до вступления в силу норм градостроительного законодательства, определяющих новые механизмы отношений СРО и строительных организаций. Но на ряду с массой проблем, порождаемых новым законом, основной для саморегулируемых организаций сегодня становится налаживание механизмов контроля за исполнением договорных обязательств (ОДО) своими членами.
Как СРО построят работу по формированию специальных компенсационных фондов ОДО, исключающую их неуправляемую утрату вследствие отсутствия механизмов реального контроля договорных отношений заказчиков и членов СРО? Какие СРО в России способны принять такую высокую степень ответственности, подтвердив право своих членов участвовать в госзакупках с в соответствии с 223-ФЗ и 44-ФЗ?
В поиске ответов на эти вопросы мы обратились к президенту СРО «Союзатомстрой» Виктору Опекунову.
По его мнению, новый закон действительно ставит перед строительным сообществом больше вопросов, чем дает ответов. Важнейшим из них является вопрос о том, каким образом СРО, у которых на специальных счетах полностью или частично отсутствуют средства компенсационного фонда, смогут обеспечить финансовую ответственность за исполнение договорных обязательств своими членами. Из каких средств будет сформирован компфонд ОДО и получат ли строительные компании в составе таких СРО право участвовать в гозакупках? Очевидно, что такие СРО и их члены, скорее всего, останутся вне правового поля после вступления в силу закона, если конечно не произойдет настоящее чудо и утерянные миллиарды комфондов вдруг не появятся на специальных счетах как по мановению волшебной палочки. Между тем до сих пор в этих СРО находятся множество добросовестных и компетентных компаний, которые через несколько дней могут лишиться права выполнять работы на объектах согласно новому законодательству.
«Ситуация сегодня гораздо драматичнее, чем кажется многим руководителям строительных организаций, которые не в полной мере оценивают риски сохранения членства в СРО с неподтвержденными компенсационными фондами, а следовательно, неспособными сформировать новый компфонд ОДО. Закон прямо говорит о том, что с 1 июля 2017 года, при заявке на участие в конкурсах по госзакупкам, строители должны предоставить подтверждение наличия в их СРО сформированного компфонда ОДО и подтвердить внесение собственных средств в этот компфонд в объеме, соответствующем сумме обязательств по ранее заключенным договорам плюс обязательств по новой закупке. Таким образом, многие бюджетные стройки будут обречены, поскольку строительные компании лишатся права заключать договоры и выполнять работы.
Ситуация усугубляется тем, что в отдельных субъектах Российской Федерации просто напросто отсутствуют СРО, разместившие деньги компенсационных фондов на специальных счетах в полном объеме, что неизбежно приведет к тому, что в этих регионах ни одна строительная компания-член СРО не будет иметь права участвовать в конкурсных процедурах по 223-ФЗ и 44-ФЗ. И все это происходит на старте II полугодия, когда завершаются основные бюджетные процессы, формируются титульные списки и начинается основная кампания, связанная с закупками для государственных нужд», поясняет В. Опекунов.
Однако на этом ловушки для строительных организаций, которые расставил новый закон, не заканчиваются. С 1 июля 2017 года строительные компании, добровольно вышедшие или исключенные из СРО, согласно норм нового законодательства, лишаться права вступать в другие СРО в течение одного года и вести строительную деятельность, фактически попадая в крепостную зависимость от медленно умирающих СРО. В этом случае им придется ждать момента, когда их СРО лишится соответствующего статуса по решению Ростехнадзора. Стоит отметить, что закон определил, что только с 1 октября 2107 года Ростехнадзор принимает решения о лишении статуса СРО, при этом конечная дата этого процесса законом не определена и сейчас никто не может предположить, сколько времени строительным компаниям придется находиться в таких СРО без права участия в госзакупках. Это процесс может затянуться на многие месяцы, особенно учитывая возможные судебные разбирательства по поводу лишения статуса СРО.
Конечно, справедливости ради надо сказать, что не все СРО в России находятся в таком удручающем состоянии, существуют и весьма работоспособные системы, способные в полном объеме принять ответственность, в том числе и финансовую за деятельность своих членов. И сегодня перед ними стоит задача формирования ответственного и компетентного профессионального сообщества строителей в структуре СРО, формирования реестров договоров строительного подряда членов СРО, разработки эффективных методик мониторинга и контроля исполнения договоров и проведения реальных, с выездом на строительные площадки, контрольных мероприятий.
По словам В.Опекунова, важнейшим фактором, позволяющим сохранять контроль за деятельностью членов СРО «Союзатомстрой», является система мониторинга сооружения объектов, принятая Общим собранием членов СРО в 2015 году. Эта система позволяет в режиме реального времени оценить ситуацию на строительной площадке того или иного объекта. СРО формирует базу данных, куда вносятся сведения о каждой организации, участвующей в сооружении объекта от заказчика до пула подрядных организаций. В обязательном порядке в базу вносятся сведения о видах выполняемых работ, наличии материально-технической базы, количестве и квалификации персонала, внедренных стандартах СРО, а также данные о договорах, заключенных строительными организациями-членами СРО, что приобретает особое значение в условиях ответственности за исполнение договорных обязательств. Более 5 лет назад СРО «Союзатомстрой» разработала и приняла стандарт на систему управления проектами (СУП), предъявляющий требования к заказчику, генеральному подрядчику и генеральному проектировщику и подрядным организациям по планированию, формированию графиков строительства всех уровней, перечню и срокам ключевых событий, а также методикам проведения мониторинга исполнения и разработки компенсирующих мероприятий.
Новые требования закона по контролю договорных отношений потребуют от СРО «Союзатомстрой» следующего важного шага: перехода от требований стандарта к реальному контролю исполнения договоров. То есть, по существу СРО станет участником процесса производственного планирования, управления и контроля при реализации проектов.
«Безусловно, самым важным в этой работе будет атмосфера доверия внутри системы СРО, взаимного уважения и общей ответственности за результат. А такая атмосфера возможна только в том случае, когда строительные компании объединены одними ценностями, работают на одних строительных площадках, а не являются для СРО лишь записями в реестре членов. Именно поэтому мы много лет выстраивали систему, в которой строители сами формируют системообразующие признаки: нормативно-техническое регулирование, единый подходы к квалификации персонала, участвуют в работе экспертного сообщества и таким образом решают общую задачу — развитие строительного комплекса. Так и должно формироваться профессиональное сообщество строителей», резюмирует В. Опекунов.
Инна Летаева
Для справки:
По данным Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) на 21 июня 2017 года, суммарный объем компенсационных фондов 261 строительной СРО в России должен составлять 93,8 млрд. рублей, однако размер компфондов, размещенных на специальных счетах в уполномоченных банках, составляет сегодня лишь 51,7 млрд. рублей, при том, что лишь 134 из 261 СРО подтвердили наличие средств компенсационных фондов в полном объеме.
Источник: АН Строительный бизнес