Атомная отрасль задает планку и идеологию подготовки строительных кадров

1691956495_54_Opekunov_Viktor-3(225x150)


Сегодня проблема подготовки квалифицированных кадров встает очень остро – слишком мало их на стройках, отсюда и аварии, и брак, и несчастные случаи. Особенно это актуально при строительстве опасных объектов, таких как АЭС. Однако здесь налажена уникальная система подготовки кадров для собственных строек, которая должна бы стать образцом для большинства строительных компаний России. Об этом мы беседуем с президентом СРО атомной отрасли Виктором Опекуновым:

- Виктор Семенович, судя по тому, как Росатом наращивает свои проекты в России и за рубежом, вопрос кадров и перед ним встает самым острым и горячим образом. Где-то можно взять местных подрядчиков, а где-то их просто нет. Каким образом Росатом решает такие кадровые проблемы, и как в этом ему помогают СРО атомной отрасли?

- Для понимания масштаба проблемы достаточно сказать, что сейчас Росатом проектирует и строит в России четыре АЭС — это два энергоблока Курской АЭС-2, два энергоблока Ленинградской АЭС-2, два энергоблока Смоленской АЭС-2 и инновационный энергоблок Брест-300 в г. Северске на СХК, а также семь АЭС за рубежом — это четырехблочные АЭС в Турции и в Египте, двухблочные АЭС в Бангладеш, в Венгрии, в Индии, в Иране и две АЭС в Китае.  В Турции, например, на строительстве четырех энергоблоков АЭС «Аккую» одномоментно работает более 30 тысяч строителей; в Египте на строительстве четырех энергоблоков АЭС «Эль-Дабаа» идет резкое наращивание численности строителей – сегодня это 15-16 тысяч, а к концу года должно быть тоже 30 тысяч работников.

Конечно, закрыть такие потребности в кадрах из России невозможно, да и не планировалось. Тем более межправительственные соглашения по сооружению этих объектов предусматривают достаточно высокий уровень локализации персонала, до 70%. Но, к сожалению, ситуация складывается так, что и в Турции, и в Египте, и в Бангладеш не удается найти достаточное количество строителей, которые имеют необходимую квалификацию и могут нормально выполнять строительные работы. Российские компании, занятые на строительстве АЭС, вынуждены набирать местный персонал в тех провинциях, на территории которых ведется строительство АЭС, а это в основном мелкие ремесленники и крестьяне – о какой квалификации тут можно говорить. Большой процент рабочих, прибывающих для найма на стройку, на родном языке не умеют ни читать, ни писать. А их нужно каким-то образом научить строительному делу, причем на строительстве сложных инженерных объектов атомной энергетики.

Сама практика работы в таких условиях привела к формированию многостадийного порядка отбора локального персонала подрядными организациями, которые в большинстве своем являются российскими компаниями. На первой стадии определяется, сможет ли человек освоить самые простейшие навыки рабочего на общестроительных работах. Здесь отсеивается до 50% потенциальных «строителей». Те, кто могут что-то освоить, проходят поэтапное обучение, начиная с техминимума, в том числе по охране труда. И  если в дальнейшем этот рабочий показывает способность к обучению, его начинают всерьез учить профессии с присвоением квалификационного разряда. Первичный этап обучения проходит на площадке компании, занятой на строительстве АЭС, и если там видят, что человека можно чему-то серьезному научить, его отправляют учиться в филиал Учебного центра СРО «Союзатомстрой», который функционирует на большинстве строительных площадок АЭС. Такой филиал у нас есть в Бангладеш; до конца года по разработанному нами типовому проекту будет построен учебно-производственный комплекс в Египте на площадке строительства АЭС «Эль-Дабаа» – с помещениями для теоретических и практических занятий по всем необходимым профессиям, а также полигоном для обучения приемам работы на высоте и в опасных условиях.

Мы назвали наш учебно-производственный комплекс в Египте — Центр оценки квалификации и культуры безопасности.

- То есть Росатом берет на себя обучение всего персонала?

- Росатом и СРО атомной отрасли обеспечивают создание условий для подтверждения квалификации и для обучения персонала до необходимого уровня исходя из тарификации работ, а ответственность за уровень квалификации направляемого на стройку персонала и расходы на его обучение в необходимых случаях несут руководители подрядных организаций. Очень важно понять наш системный подход в обеспечении строительных площадок квалифицированным персоналом, если хотите, нашу образовательную идеологию. Очень хорошо, что государство в последнее время все активнее развивает высшее и среднее специальное образование в университетах и колледжах, наконец-то, после многих лет либеральных скитаний, мы вспомнили о собственном, признанном во всем мире опыте подготовки инженеров и специалистов среднего звена, но важно еще одно образовательное звено – это учебные центры предприятий и организаций, которые непосредственно, в реальных условиях конкретной стройки, учат персонал под собственные требования.

В корпорации «Росатом» на основе опыта и предложений СРО «Союзатомстрой» принят системный подход к обеспечению строительных площадок квалифицированным персоналом. Установлено, что каждая строительная площадка в России или за рубежом, где есть концентрация более пяти тысяч строителей, в обязательном порядке должна иметь учебно-производственный комплекс для подтверждения квалификации и подготовки строительных кадров, причем находиться он должен непосредственно в контуре строительной площадки в статусе инфраструктурной единицы. Приказом Корпорации в 2022 году утвержден оптимизированный состав временных зданий и сооружений при проектировании АЭС, предусматривающий создание учебно-производственного комплекса наряду с производственными базами строительно-монтажных организаций, с включением затрат на его строительство в сводный сметный расчет проекта АЭС.

Учебный центр строительной площадки должен выполнять важные функции по контролю и обеспечению профессионального уровня строителей. Во-первых, это подтверждение квалификации приходящих на стройку людей. Мы много раз встречались со случаями, когда человек, подтверждающий трудовой книжкой свой стаж в профессии и представляющий документ о высоком разряде, при проверке и второй-третий разряд подтверждает с трудом. Поэтому, пока в учебном центре не будет подтверждена квалификация — теоретические знания, практические навыки выполнения работ — на стройку такой работник не должен быть допущен. Такой подход сегодня становится базовым на всех площадках сооружения АЭС, при этом речь идет не только о рабочих, но и об инженерных специалистах и, прежде всего, о линейном персонале — мастер, прораб, начальник участка. В этом залог безопасности и проектного уровня качества строительства.

При этом, если работник не прошел проверку квалификации, в учебном центре оценивают, можно ли его подтянуть до необходимого уровня, и какие конкретно знания и навыки ему нужно дополнительно дать. Лучше обучать того, кто не новичок в профессии, чем учить «с нуля».

Вторая функция учебного центра – это непрерывное повышение квалификации строителей, обучение новым технологиям, уникальным, специальным работам, которые присущи атомному строительству и не прописаны в общестроительных нормативах.

Например, хорошего сварщика необходимо доучить по спецпрограмме, чтобы он освоил специальные методы сварки, такие как сварка главного циркуляционного трубопровода ядерного реактора или других ответственных конструктивов. Учебный центр по заказу подрядчиков разрабатывает спецпрограммы с соответствующими методиками и оборудованием, чтобы рабочий мог приобрести реальные навыки выполнения ответственных работ, влияющих на ядерную безопасность объектов. Таким образом, имея в контуре площадки учебный центр, руководитель строительства может поддерживать квалификацию специалистов на достаточно высоком уровне.

Третья функция – это вопросы, связанные с безопасностью труда. Каждый учебный центр в обязательном порядке имеет в своем составе полигон для обучения работе на высоте и в опасных условиях. Это вышка 12-15 метров высотой, которая обстраивается лесами различных конструкций, полноповоротным краном для отработки навыков такелажных и стропальных работ. На вышку подняты элементы металлоконструкций,   трубопроводы, запорная арматура, короба под прокладку кабеля, где рабочие не просто поднимаются на высоту, а реально сваривают конструкции, монтируют трубные блоки, прокладывают кабели и проводят множество других технологических операций.

Кроме того, в составе полигона есть полоса препятствий, на которой человек проходит на высоте по качающимся балкам, при этом отрабатывается умение пользоваться страховочными средствами. Также есть бункер для производства сварочных работ в закрытых пространствах. Далеко не каждый может работать в таких условиях. При этом отрабатываются навыки спасения сварщика по его сигналу рабочими, находящимися у горловины бункера. На полигонах проходят обучение и тренировки не только рабочие, но и мастера, прорабы, специалисты по охране труда – они должны также иметь навыки безопасного производства работ, чтобы правильно организовать и контролировать труд рабочих. Кроме того, персонал проходит обучение по программам оказания первой помощи, электробезопасности, пожаробезопасности. Без этих навыков людей на стройку допускать нельзя.

- Давайте зафиксируем сам подход: квалификация любых рабочих, которые входят на площадку АЭС, должна быть проверена до выдачи пропуска на площадку. И это заключение дает учебный центр.

- Совершенно верно. Когда мы вводили такую процедуру, больше 50% работников не подтверждали необходимую квалификацию. Подрядчики нам говорят, что у нас завышенные требования, но мы приглашаем в состав комиссий представителей подрядных организаций и идем строго по квалификационным стандартам. И когда 50% персонала не могут подтвердить заявленную квалификацию, возникает вопрос: с кем мы собираемся строить атомную станцию? И что такой персонал может построить? Каких аварий потом ждать? Нельзя допускать на ответственную стройку людей по бумажке, нужно, чтобы они подтвердили свою квалификацию при допуске на строительную площадку.

В этом заключается идеология и основные задачи Учебного центра и его филиалов. И вся эта работа делается под эгидой СРО атомной отрасли, потому что именно СРО «Союзатомстрой» создала этот Учебный центр, глубоко интегрировала его деятельность в работу СРО. У нас есть отдел спецпроектов, который полностью обеспечивает связь компаний – членов СРО с Учебным центром, направляет туда персонал для обучения, планирует, организует и контролирует образовательный проект СРО в целом. СРО атомной отрасли («Союзатомстрой», «Союзатомпроект» и «Союзатомгео») на реализацию образовательного проекта ежегодно тратят до 30 миллионов рублей.

Конечно, подавляющее число обучающихся – это специалисты из наших компаний-членов СРО. Но из-за того, что в 2017 году разрушили отраслевой принцип формирования СРО, ряд компаний ушли от нас в региональные СРО, где, конечно, никто не занимается не только обучением, но и реальным контролем за работой компаний. Я недавно был в командировке в Сарове, где расположено одно из важнейших предприятий Росатома – ВНИИЭФ. Это закрытый город, в котором сейчас строится филиал МГУ — международный центр физики и математики (МЦФМ). Уникальнейший объект! И там строительные работы выполняют компании, которые раньше были нашими членами, а из-за реформы ушли в региональную СРО.

На встрече с директорами строительных компаний выяснилось, что сотрудники нижегородских СРО никогда эти стройплощадки не посещали, не говоря уже об объектах режимного градообразующего предприятия ВНИИЭФ, допуска в город и на территорию института региональные СРО не имеют, так как для этого требуется соответствующая лицензия и формы допуска у сотрудников. Поэтому компании предоставлены сами себе – и в плане соблюдения технических регламентов и стандартов, и в вопросах подготовки кадров. Вот такой результат реформы саморегулирования 2017 года.

СРО атомной отрасли очень ответственно подходят и к взаимодействию с нашими членами, в том числе в вопросах подготовки кадров независимо от географии размещения строящихся объектов: на большой стройке учебный центр должен быть! К сожалению, такой подход к подготовке кадров в строительстве сегодня в повестке дня практически не стоит – говорят о вузах, колледжах, но это подготовка молодежи. А на стройку приходят люди очень разных возрастов и разным уровнем подготовки; и практически каждый из них требует персональной оценки и выбора траектории развития на строительстве сложных инженерных объектов с периодом строительства от 5 до 10 лет.

Да и в колледже студенты не получают в полном объеме тех навыков, которые нужны, например, на строительстве АЭС. После колледжа их нужно проверить и доучить до наших требований, потому что требования на строительстве АЭС принципиально другие, нежели в гражданском строительстве. И уровень ответственности тоже совершенно другой.

- На самом деле, крупные предприятия всегда имели в своем контуре учебные центры, которые готовили персонал под конкретные требования этого предприятия. Это нормальный подход, который сейчас почему-то стал экзотикой…

- Да, это звено сегодня очень недооценено, ему придается мало значения. Если говорить о нашей работе, мы в 2022 году обучили 6000 рабочих и 2800 ИТР, включая линейных специалистов. В этом году планируем наращивать количество подготовленных специалистов с учетом набора персонала на строительные площадки в Египте. Это серьезные цифры, хотя объективно потребность всего строительного комплекса атомной отрасли значительно выше.  К сожалению, за 13 лет работы Учебного центра мы пока не добились того, чтобы в организациях запрос на обучение персонала стал естественной и постоянной потребностью. Очень надеемся последовательно достичь такой цели, хотя понимаем, что для компаний это дополнительные расходы на обучение и отрыв работников от основной работы.

- Ваша идеология абсолютно правильная. Но ведь и в гражданском строительстве есть объекты, где могут работать 5-10 тысяч человек, включая субподрядчиков, но кто их там проверяет? Если бы требование о том, что  любой, кто входит на строительную площадку, должен подтвердить свою квалификацию, стало обязательным, то у нас бы и лифты не падали, и фасады не рушились…

- Здесь мы выходим на проблему, связанную, в том числе и с состоянием системы СРО. Если до реформы 2017 года СРО формировали и поддерживали идеологию по обеспечению отрасли квалифицированным персоналом, то теперь, поскольку в СРО должны быть исключительно генеральные подрядчики с двумя специалистами в НРС, подготовка кадров перестала для них быть важным приоритетом. СРО «Союзатомстрой» поддерживает уровень своего образовательного проекта и продолжает развивать Учебный центр вопреки всей этой реформе, хотя это очень и очень сложно. Представьте, как непросто организовывать учебный процесс в том же Египте, начиная с открытия филиала, подготовки преподавателей, организации их проживания, учебного процесса, материально-технического обеспечения и много других вопросов и проблем. Но мы стараемся поддерживать высокий уровень подготовки кадров для наших строек.

- Если говорить о текущих задачах СРО строительной отрасли, то нельзя обойти вопрос о независимой оценке квалификации, которая теперь стала обязательной для специалистов, включенных или включаемых в Национальный реестр специалистов строительной отрасли. Это опять подтверждение квалификации специалистов, проверка уровня знаний, но только высшего звена. Как СРО атомной отрасли работают здесь?

- Сначала у нас не было намерения создавать свой центр оценки квалификации (ЦОК), но на общем собрании наши члены внесли предложение о создании ЦОКа, чтобы организации отрасли могли прийти в родную СРО и пройти процедуру независимой оценки квалификации (НОК). Мы создали ЦОК в рамках нашей дочерней организации — Центра технических компетенций атомной отрасли (ЦТКАО), назначили руководителя этого направления, сформировали коллектив экспертов, получили все программы, оценочные средства и так далее. Причем сразу поставили задачу работать на самом высоком уровне, в соответствии с требованиями. ЦОК работает уже более полугода, оценку квалификации проходят изыскатели, проектировщики и строители.

- И как проходят?

- Сначала проходили очень плохо – из 10 два — три человека. Исходя из этих результатов, в нашем Учебном центре были подготовлены три программы – для организаторов изысканий, проектирования и строительства, по которым все соискатели имеют возможность пройти обучение перед прохождением НОК. При этом для компаний – членов СРО выделяется квота на обучение и прохождение НОК для двух  специалистов, которую оплачивает СРО. Совершенно очевидно, что идти на экзамен наобум, без подготовки бессмысленно.

Довольно кропотливая работа наших специалистов, экспертов и, конечно же, Учебного центра постепенно стабилизировали итоги прохождения НОК, и в одной из последних групп из 18 соискателей не получили положительного результата только 2 специалиста. Это нормальный результат.

При этом, с точки зрения чистоты самого процесса, мы никакого компромисса не допускаем: помещение для сдачи экзамена оборудовано камерами, установлено 10 компьютеров, обязательно присутствуют все необходимые эксперты, которые также прошли аттестацию и сдали экзамен.

Большой проблемой является качество оценочных средств  для НОК, которые разработаны по заданию СПК в строительных университетах и содержат в основном вопросы теоретического плана вузовского уровня. Практическим вопросам организации инженерных изысканий, подготовки проектной документации, строительства объектов, вопросам управления проектами на стадиях жизненного цикла объектов уделено недостаточно внимания. Многие вопросы либо совсем наивные, либо требуют запоминания, какая норма в каком документе содержится. Но реальные специалисты «от стройки» могут этого и не помнить, и это не есть критерий их профессионального уровня. Организаторы инженерных изысканий, проектирования, строительства должны обладать обширным кругом знаний, который выходит за рамки и профессиональных стандартов и, тем более оценочных средств НОК, и при этом им приходится отвечать на вопросы, которые зачастую далеки от их реальной работы. У нас недавно сдавал экзамен один из ветеранов отрасли, доктор наук из Института физики Земли имени Шмидта – провалил! Понятно, что он специалист высочайшей квалификации в своем деле, а вот оценочные средства такому уровню знаний могут и не соответствовать. Честно говоря, было неудобно перед ним за этот казус.

Нашим экспертам ЦОК поставлена задача провести системный анализ оценочных средств и подготовить предложения по внесению необходимых изменений. Эти предложения мы направим в СПК по строительству при НОСТРОЙ и по изысканиям и проектированию при НОПРИЗ. Думаю, было бы правильным создание при СПК экспертных групп из наиболее авторитетных экспертов ЦОКов для основательной проработки и актуализации оценочных средств НОК. Причем эта работа, учитывая стремительное изменение технологий и нормативной базы, должна проводиться с периодичностью не реже чем один раз в три года.

Мы стараемся постоянно информировать организации о необходимости направлять специалистов, у которых заканчивается срок действия удостоверения о повышении квалификации, вовремя пройти независимую оценку квалификации, иначе им грозит исключение из Национального реестра специалистов. Проводим проверку организаций по наличию таких специалистов, смотрим, чтобы в должностных инструкциях главных инженеров проектов были включены функции, определенные статьей 55.5 Градостроительного кодекса. К сожалению, нередко ключевые документы подписывает, например, главный инженер предприятия, который не состоит в НРС, а у 3 из 4 специалистов, которые состоят в НРС, в должностных обязанностях не предусмотрены эти функции. То есть в организациях пока не сформировалась связь между НРС и функциями специалистов, установленными Градостроительным кодексом, зачастую подходят к этому очень формально – есть два специалиста в НРС, а остальное неважно.

Наша разъяснительная работа, в том числе в форме вебинаров, конечно, постепенно улучшает ситуацию, в организациях наступает понимание, какие специалисты у них должны состоять в НРС и сколько их должно быть, чтобы обеспечить оперативное управление процессами и оформление соответствующей документации. Если удастся удержать заданный тренд на прямую связь НРС с функционалом ГИПов, ГАПов, руководителей проектов, то через два — три года состав НРС кардинально изменится, и он может действительно играть одну из ключевых ролей в развитии строительной отрасли России. Но это комплексная задача, включающая в себя, в том числе и актуализацию профессиональных стандартов для этих ключевых специалистов и, конечно же, оценочных средств при независимой оценке их квалификации.

Действующее требование о наличии в организации двух специалистов, состоящих в НРС, является неактуальным и даже вредным. Главное, что ключевые функции и оформление соответствующих документов, определенных Градостроительным кодексом, должны осуществлять специалисты, состоящие в НРС. А сколько таких специалистов, это дело организации! Главное – их функционал. Тогда можно говорить о влиянии НРС как института на безопасность и качество строительства.

Лариса Поршнева

Оригинал публикации - 
http://www.ancb.ru/publication/read/15545

По состоянию на: 16.08.2023 12:45
javascript коды