Главным критерием является качество обучения

Zbrickiy

Интервью с директором  Института дополнительного профессионального образования ГАСИС Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» доктором экономических наук профессором Збрицким Александром Анатольевичем

Каковы, на Ваш взгляд, основные проблемы современной системы дополнительного  профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки специалистов? Какие первоочередные меры необходимо принять для их решения?
 
Система дополнительного профессионального образования  на современном этапе приобретает  первостепенное значение для  технико-технологической модернизации экономики страны.  Существующий дисбаланс между спросом рабочей силы на рынках труда и предложением на рынке образовательных услуг растет с каждым годом. Последствия негативных  демографических тенденций, наблюдаемых в России,  не позволяют рассчитывать на   то, что растущие потребности экономики  могут быть полностью обеспечены кадрами за счет выпускников ВУЗов.  Решение проблемы следует искать как раз путем максимального задействования  системы дополнительного профессионального образования (ДПО).     
Система ДПО, в отличие от базового образования в ВУЗах,  быстро и адекватно реагирует на изменения рынка труда, одновременно решая задачи, связанные с его исследованием и прогнозированием в количественном и в качественном отношении, — выходя, таким образом, за рамки чисто образовательной деятельности. В отличие от базового профессионального образования программы повышения квалификации краткосрочны, не имеют и не могут иметь стандартов, поскольку ориентированы на конкретного заказчика и мобильно реагируют на требования рынка. Утвержденная Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в качестве ключевого показателя реализации поставленных в ней задач предусматривает создание до 2020 года условий для ежегодного обучения по программам повышения квалификации и/или переподготовки не менее 25%-30% занятого населения.
В качестве основной проблемы ДПО можно рассматривать обеспечение высокого качества предоставляемых образовательных услуг. Не секрет, что российский рынок переполнен огромным количеством компаний и фирм, предлагающих различные программы повышения квалификации, переподготовки, краткосрочные обучающие курсы и семинары. По вполне понятным причинам качество обучения многих из них не соответствует должным требованиям. Однако меры, принимаемые по преодолению этой негативной тенденции в стране, нельзя, на мой взгляд, признать обоснованными.
Начавшееся в последние годы преобразование  системы высших учебных заведений пошло по пути слияния  учреждений дополнительного профессионального образования с ВУЗами.  При этом не принимается в расчет, что   ДПО – это абсолютно иная сфера деятельности.  В отличие от ВУЗа, где студенты получают знания на протяжении 4, 5 и более  лет,  послевузовские образовательные программы  рассчитаны в подавляющем большинстве  на обучение слушателей в течение одной-двух недель, реже  нескольких месяцев.  Поэтому преподавание требует абсолютно иной динамики и крайней концентрации контента  изучаемых дисциплин. 
Другая особенность ДПО  связана с тем, что преподавание ведется не только и не столько силами профессорско-преподавательского состава кафедр, сколько путем привлечения  лучших специалистов – практиков. Эти обстоятельства диктуют свою специфику осуществления образовательной деятельности, следовать которой находясь в составе ВУЗа институтам ДПО бывает крайне трудно, а в отдельных случаях и просто невозможно. 
Еще одна особенность ДПО – отсутствие бюджетных вливаний. Практически все учреждения ДПО работают на принципах самоокупаемости за счет оказания образовательных услуг на платной основе, когда за каждого слушателя надо «бороться», используя весь арсенал маркетинговых усилий и, особенно, обеспечивая высокое качество выводимых на рынок образовательных услуг.   В этих условиях рынок сам является прекрасным регулятором и расставляет все по своим местам.   Работодатели и сами слушатели крайне требовательно подходят к выбору учебного заведения, ориентируясь, в первую очередь на отзывы сотрудников и коллег — тех, кто уже обучался в нем. В таких условиях главным критерием является только качество  обучения, а не известные брендовые названия ВУЗа или громкие регалии его руководителей.
 
Какие современные решения, технологии применяются в ГАСИС с целью повышения качества обучения специалистов?
 
ИДПО ГАСИС, а ранее Академия ГАСИС, постоянно совершенствует как сами учебные программы, так и технологии, используемые нами в процессе обучения.  Так, мы одни из первых стали использовать  дистанционные образовательные  технологии, внедрять инновационные информационные  технологии, такие как вэбинары, телеконференции. Наше последнее достижение – создание системы видеокоммуникативного  взаимодействия  слушателей с лектором-преподавателем.  Отличительная характеристика этой системы состоит в том, что она предоставляет широкие возможности каждому слушателю не просто слушать лектора, а принимать активное участие в процессе обучения задавая вопросы, вступая в обсуждения и дискуссии по наиболее острым проблемам, рассказывая о своих подходах к решению профессиональных задач на практике. При этом занятие идет в режиме реального времени, а слушатели участвуют в них, не покидая своего рабочего места и своего места проживания. Все участники видят и слышат не только преподавателя, но и каждого выступающего или задающего вопрос.  У нас есть опыт проведения с использованием этой системы единовременного обучения порядка 700 слушателей, находящихся в различных регионах России от Владивостока до Калининграда, при этом получили очень хорошие отзывы от слушателей и их работодателей, которые существенно сократили свои расходы, сэкономив на оплате затрат, связанных с выездом обучающихся к нам в Москву.

 
Как вы оцениваете сотрудничество ГАСИС с саморегулируемыми организациями атомной отрасли?
Проект корпоративного обучения специалистов строительных и проектных организаций – членов СРО «СОЮЗАТОМСТРОЙ», «СОЮЗАТОМПРОЕКТ» и «СОЮЗАТОМГЕО»  — это пример того, как должно выстраиваться взаимодействие интересов компаний-работодателей и образовательных учреждений. Это как раз тот формат, за которым  — будущее в сфере дополнительного профессионального образования. Выгода  саморегулируемых  организаций  атомной отрасли в том, что этот проект позволяет им на деле  реализовать  принцип непрерывности образования и компенсировать  недостающие профессиональные знания у специалистов, возникающие в силу объективного отставания базового образования от потребностей динамично развивающейся практики. Кроме того, мы стараемся сделать ДПО площадкой освоения новых идеей, концепций, технологий, аккумулирования инновационного опыта и трансляции его в практическую деятельность при проектировании и строительстве объектов использования атомной энергии.
 
В чем, на Ваш взгляд, заключается специфика повышения квалификации работников атомной отрасли? Какие Вы видите перспективные направления развития дополнительного профессионального образования, в том числе и в атомной отрасли?
Главной особенностью нашего совместного проекта корпоративного обучения, а мы реализуем эту  задачу именно как образовательный проект, является его целевая направленность на виды работ, оказывающие влияние на безопасность проектируемых и возводимых объектов использования атомной энергии. В связи с этим мы еще два года назад, когда проект стартовал, очень требовательно подходили к формированию учебных программ, которые разрабатывались в увязке с реальными потребностями и особенностями соответствующего вида работ. Всего у нас на сегодня разработаны уже по 30 учебных программ, которые охватывают подавляющее большинство видов работ, вошедших в перечень в соответствии с Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. №624. Обучение по некоторым из них планируется начать в 2013 году.  Таким образом,  совместная работа будет  расширяться за счет вовлечения дополнительного числа специалистов. Мы планируем использовать такие формы обучения, которые не потребуют приезда слушателей к нам – это и выезды преподавателей для обучения специалистов непосредственно на территориях максимально приближенных к местам их работы – строящимся атомным станциям, и использование новейших технологий дистанционного обучения, в том числе и тех которые уже упоминались. В целях повышения эффективности образовательного процесса считаю необходимым предусмотреть участие в проекте в качестве преподавателей большего числа наиболее опытных руководителей и специалистов различных структур, входящих в систему госкорпорации РОСАТОМ и других организаций атомной отрасли.
 

Журнал "Атомное строительство" (№13 ноябрь-декабрь 2012)

По состоянию на: 24.03.2014 13:07
javascript коды