Строим атомную отрасль вместе

Lebedev

Интервью Директора Института ядерной энергетики (ИЯЭ), профессора Лебедева Валерия Ивановича журналу «Атомное строительство»

Как  Вы оцениваете состояние системы образования в отрасли?
 
Возможности системы образования в настоящий момент не в полной мере соответствует масштабности поставленных перед отраслью задач.
Важнейшей проблемой образовательной системы отрасли является старение научно-педагогических кадров.  На смену старшему поколению должна прийти молодежь, готовая посвятить себя научно-педагогической деятельности. Но, низкий уровень заработных плат преподавателей отпугивает выпускников от работы  в вузе. Эта тенденция опасна потерей научно-педагогических школ, преемственности поколений.
Несмотря на трудности, вузы пока обладают достаточным потенциалом, чтобы подготовить квалифицированных специалистов, обладающих необходимыми профессиональными знаниями и компетенциями.
Обнадеживает тот факт, что в последнее время на государственном уровне принимаются решения, направленные на преодоление обозначенных проблем.
 
 
На сколько, на Ваш взгляд, необходимо ориентировать профессиональное образование на создание научного потенциала отрасли из молодых специалистов?
 
Серьезный научный потенциал Советского Союза  позволил в свое время создать мощнейшую отрасль. Ядерная наука и образование занимали особое место в техническом образовании, что дало свои позитивные результаты. Работа в отрасли была престижна. Однако, в последние 20 лет, эти позиции были  практически утрачены, вследствие чего в отрасли образовался серьезный  демографический провал. Так, средний возраст научных работников и специалистов  составляет 60-70 лет. Необходимо создать  такую мотивацию для молодежи, которая могла бы сделать карьеру в атомной науке и технике привлекательной.
Очень актуальной является проблема сохранения,  передачи и эффективного управления ядерными  знаниями.  Полный цикл существования АЭС превышает 100 лет с момента проектирования до вывода из эксплуатации, что требует усилий нескольких поколений специалистов – производственников и ученых, занимающихся вопросами поддержки эксплуатации, продуцированием новых знаний. Ослабление научного потенциала отрасли грозит негативными экономическими и техногенными последствиями.   Избежать этих последствий можно только при интеграции образования, науки и промышленности.
В данном направлении у Института ядерной энергетики есть определенный опыт. В ИЯЭ удалось сформировать коллектив научно-педагогических кадров, задействовав научный потенциал НИТИ,  производственный опыт ведущих специалистов ЛАЭС, академические знания классических преподавателей. Такой подход не только повышает педагогическую эффективность работы коллектива, но и позволяет вести работу в направлении НИР и ОКР по актуальным отраслевым проблемам, при этом результаты НИОКР  непосредственно используются в учебном процессе.
Во время обучения часть студентов проявляет способности к научной деятельности. Важно развить эти способности, так как научный потенциал молодого специалиста – залог успешного развития отрасли.
 
В виду того, что год от года происходит технологическое развитие отрасли, необходимо ли совершенствовать образовательный процесс с учетом новых веяний?
 
Безусловно, современный выпускник должен быть максимально подготовленным к работе с современными технологиями, постоянному совершенствованию своих профессиональных компетенций. В связи с этим, стоит задача не просто дать некую сумму теоретических знаний, а сформировать способность к профессиональной деятельности в условиях постоянного интенсивного технологического развития.  Поэтому, лозунг «Учись учиться!» актуален как никогда.
Развитие ядерных технологий – мировой процесс, в связи с чем существует необходимость международного сотрудничества. Поэтому владение иностранным языком является настоятельной необходимостью.
С учетом данной тенденции в нашем институте иностранный язык изучается на протяжении всего периода обучения. Кроме базового курса, предусмотренного федеральными государственными образовательными стандартами, в учебный план введены такие дисциплины, как «Профориентированный  английский язык», «Основы научно-технического перевода», «Английский язык делового общения», «Технический иностранный язык». Защита дипломных проектов проходит также на английском языке.  Владение иностранным языком расширяет возможности профессионального развития через знакомство с иностранными публикациями, техническими отчетами, участие в международных конференциях и семинарах, технических совещаниях.
Динамичное развитие технологии находит свое отражение в содержании программ повышения квалификации. Масштабность поставленных перед атомной отраслью задач, заставляет специалистов сталкиваться с новыми областями профессиональной деятельности, что приводит к необходимости совершенствовать учебный процесс в следующих направлениях: 
- интеграции таких смежных областей знаний как ядерные технологии, теплофизика, строительство, экология;
- развитие  технологий обучения, позволяющих максимально эффективно сформировать необходимые компетенции.
За счет системы повышения квалификации мы имеем возможность  вооружить знаниями специалистов по актуальным проблемам энергетики.
 
Какова роль практического обучения в подготовке специалистов, их работы в реальных условиях строительства объектов отрасли?
 
Необходимость практического обучения в подготовке специалистов не требует доказательств. Поэтому представляется эффективным максимальное приближение образования к производству.  Преследуя данную цель, еще в 1996 году руководство Ленинградской атомной электростанции явилось инициатором создания Института ядерной энергетики (филиала) Санкт-Петербургского государственного политехнического университета в г. Сосновый Бор. 
Приближенность обучения к производству позволяет познакомить студента с конкретными производственными задачами уже в процессе практики, что снижает время адаптации молодого специалиста. Эффективность  данного направления подтверждается результатами реализации системы целевой контрактной подготовки, особенностью которой в ИЯЭ является трудоустройство студентов старших курсов на рабочие места. Показательно, что такие студенты, по оценкам преподавателей  и руководителей производственных подразделений,  более осознанно подходят к освоению учебного плана, демонстрируют более высокое качество выполнения курсовых  и дипломных проектов, мотивированы на совершенствование знаний.
Город Сосновый Бор уникален тем, что на его территории сосредоточены объекты атомной энергетики, находящиеся на разных этапах жизненного цикла: строительство Ленинградской АЭС-2, промышленная эксплуатация, продление ресурса работы энергоблоков Ленинградской АЭС-1, а также подготовка к выводу из эксплуатации. Особенно ценно, что наши студенты являются свидетелями этих процессов. 
 
Как решить проблему последующей занятости выпускников на строительных площадках отрасли?
В настоящий момент Россия строит 13 энергоблоков, в ближайшей перспективе – 21, поэтому скорее стоит проблема не занятости выпускников, а нехватки квалифицированных кадров, способных участвовать на этапах строительства, приемки и монтажа оборудования, проведения пуско-наладочных работ на новых АЭС. Тесное, эффективное взаимодействие строителей и специалистов по эксплуатации  позволит повысить качество выполняемых работ.
 

Журнал "Атомное строительство" (№16 октябрь-ноябрь 2013)

По состоянию на: 24.03.2014 13:09
javascript коды