В.С. Опекунов журналу «Атомный эксперт»: о системе саморегулирования атомной отрасли

AE_2015_5

Президент СРО атомной отрасли Виктор Опекунов
Для журнала "Атомный эксперт"

Читать электронную версию журнала pdf (04.06.2015 15:43) (04.06.2015 15:43)

Давайте вспомним, как  проходил процесс лицензирования, который предшествовал саморегулированию?
- Госрегулирование строительной деятельности осуществлялось Федеральным лицензионным центром (ФЛЦ) в соответствии с Федеральным законом о лицензировании отдельных видов деятельности, при этом лицензии выдавались заявителям сроком на 5 лет с последующим продлением на этот же период. В период действия лицензии, ФЛЦ не осуществляло какой либо контроль деятельности организаций по соблюдению ими условий выдачи лицензий, а так же требований технических регламентов, ГОСТов и СНИПов. ФЛЦ не несло ответственность за деятельность организаций, которым были выданы лицензии. Для работы на стройках атомной отрасли нужно было дополнительно, в соответствии с Федеральным законом об использовании атомной энергии, получить лицензию Ростехнадзора. После изменений Градостроительного Кодекса с 1-ого января 2010 г. произошла замена системы государственного регулирования, на саморегулирование.

- И чем перестало устраивать гослицензирование?
- Лицензирование, в большинстве случаев, превратилось в формальную процедуру, особенно это проявилось в годы под названием «перестроечные». В строительных компаниях целые стенды были заклеены любыми видами лицензий, которые довольно часто не имели ничего общего с фактическим уровнем компетенций и производственных мощностей организаций. Думаю, многие помнят,  что лицензии на строительные работы можно было приобрести даже в городских переходах, как, впрочем, и многие другие официальные документы.
Уже в начале двухтысячных годов стало очевидно, что лицензирование полностью себя дискредитировало. Требовалась реформа строительной отрасли.  В 2008 году  был принят федеральный закон о внесении изменений в Градостроительный кодекс, который предусматривал проведение институциональной реформы, то есть перехода от государственного регулирования всей строительной деятельности в РФ на саморегулирование. Закон установил, что с 1-ого января 2009 года ФЛЦ прекращает выдачу новых лицензий, а ранее выданные лицензии прекращают свое действие с 1-ого января 2010 г.  Допуск саморегулируемой организации  стал единственным документом, дающим право компаниям работать в области строительной деятельности, включая инженерные изыскания, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства.
Переход к саморегулированию, с точки зрения формирования рыночной инфраструктуры, нужен был государству и как способ ухода  от избыточного государственного регулирования; предоставления возможности профессиональному сообществу самому определять правила игры. 
 
Сегодня СРО открыты во всех ведущих отраслях. Оправдано ли такое саморегулирование? Почему бы организациям не вступать в СРО «по месту прописки», в своем регионе?
-  После изменений Градостроительного кодекса, предусматривающих переход на саморегулирование, этот вопрос обсуждался в  «Росатоме». Конечно, возможны были варианты, когда организации  могли стать членами СРО по территориальному, либо по какому-то другому, ими определенному принципу. Но в Госкорпорации было решено создать специализированную систему СРО, объединив в них все корпоративные организации и те организации, которые участвовали в реализации наших проектов – в изысканиях, проектировании и строительстве. Решение о создании саморегулирования в атомной отрасли на основе системного подхода было принято руководителем Госкорпорации Сергеем Владиленовичем Кириенко. Был издан приказ по Госкорпорации о мерах по исполнению законодательства о саморегулировании в строительной деятельности, где мне, как советнику главы «Росатома»,  было поручено обеспечить создание саморегулируемых организаций атомной отрасли.
Сегодня всем становится очевидным, что решение о создании СРО атомной отрасли было единственно правильным, потому что именно здесь формируются ключевые системообразующие признаки и критерии строительного комплекса атомной отрасли, который мы стараемся воссоздать.
В системах Минсредмаша СССР и Минэнерго СССР существовали действительно мощные строительные комплексы, которые своими силами создавали атомные города, объекты ядерно-оружейного, научного, уранодобывающего и топливного комплексов, создали полномасштабную инфраструктуру атомной энергетики, начиная с первой в мире атомной электростанции в Обнинске.
Сегодня ситуация совсем иная. Регулирование в области сооружения атомных объектов требует определения основополагающих критериев и признаков, без соответствия которым строительные, проектные и изыскательские организации не могут быть отнесены к структуре строительного комплекса атомной отрасли.
Очевидно, что процесс глубокой консолидации и идентификации этого комплекса невозможно достичь рывком, это огромная, кропотливая и продолжительная работа всего сообщества атомных строителей.
 
 
В чем главное преимущество СРО по сравнению с лицензированием?
- Их несколько: во первых, СРО несут солидарную финансовую ответственность из средств компенсационного фонда за своих членов, в случае нанесения по их вине ущерба третьим лицам. Кроме того СРО обязаны не реже одного раза в год осуществлять контроль организаций-членов СРО на соответствие установленным требованиям и соблюдение технических регламентов, сводов правил и стандартов, включая стандарты СРО. СРО так же обязана разрабатывать стандарты и правила саморегулирования и обеспечивать их исполнение всеми членами СРО. Ни одна из этих важных функций не входила в полномочия ФЛЦ, не говоря уже о многих других задачах, которые решают СРО в рамках уставов некоммерческих партнерств.
 
Что происходит с недобросовестными членами СРО в случае невыполнения требований? Есть ли рычаги воздействия на такие организации?
- Конечно, есть. Действует завершенная схема дисциплинарной ответственности: выявляем нарушения, после чего выдаем компании предписание по устранению нарушений со сроками его исполнения. В случае если компания предписание не исполняет, выдается предупреждение с новым более сжатым сроком устранения недостатков. Если и в этот раз компания не реагирует, действие допуска приостанавливается сроком до трех месяцев. За этот период компания обязана заниматься только устранением недостатков. В противном случае — действие допуска прекращается, и организация исключается из состава СРО  с соответствующим информированием застройщика и генподрядчика и требованием об устранении такой компании с площадки. Отмечу, что в прошлом году мы исключили шестьдесят организаций из всех трех СРО, большинство из них в результате дисциплинарных мер.
 
Это мало?
- Это очень много. Мы ожидали, что нарушителей будет значительно меньше. В то же время в прошлом году мы приняли в свои ряды 24 новые организации, при этом, несмотря на существенное снижение численности членов СРО, совокупный производственный потенциал входящих в объединение компаний возрастает. Общий годовой объем выполняемых организациями-членами наших СРО строительных работ составляет 426 млрд. руб. Наши ряды, как правило, вынужденно покидают компании, не соответствующие высоким требованиям к участнику строительного комплекса атомной отрасли. При этом подавляющее большинство из них не соответствуют его главному критерию – не участвуют, либо прекратили участвовать в сооружении объектов использования атомной энергии.
 
И все-таки недобросовестные компании попадают в СРО атомной отрасли?
- Мы стараемся не допускать этого, требуем при приеме новых организаций в обязательном порядке рекомендации от наших застройщиков или генподрядчиков, проводим в каждом случае выездные проверки. В начальный период формирования СРО приходилось в некоторых случаях доверять представленным организациями документам, а затем при контрольных проверках выясняется, что компания либо не обладала, либо по каким-то причинам перестала обладать необходимыми компетенциями и ресурсами.
Непрерывное поддержание столь масштабного Объединения организаций (а их у нас более 500) на уровне высочайших нормативных требований атомного строительства – это не простая задача. 
 
Вот мы подошли к щекотливой теме о деньгах. Из каких источников собирается компенсационный фонд СРО атомной отрасли?
- Взносы, которые оплачивают организации, делятся на три категории. Первая – это взнос в компенсационный фонд. Он во всех СРО абсолютно одинаков и регламентирован   Градкодексом. Сумма не зависит от оборота компании и составляет – 300 тысяч рублей. Для генподрядчиков сумма взноса в компенсационный фонд зависит от стоимости работ по одному контракту и находится в диапазоне от 300 тысяч до 10 миллионов рублей. Эти суммы взноса в компенсационный фонд установлены с учетом обязательного страхования гражданской ответственности каждой организацией, в соответствии с положением о страховании, утвержденным общим собранием СРО.
Вторая – вступительный взнос, который зависит от масштаба компании и находится в диапазоне от 400 тысяч до 2.5 миллионов рублей. Для крупных компаний он больше.
И наконец третья — ежемесячный членский взнос в размере от 15 до 80 тысяч рублей в месяц. Все зависит от масштаба компании и от количества видов работ, к которым она имеет допуск.
 
Как определяется взнос для организаций?
- Размеры взносов регулируются специальным положением о взносах, утвержденным высшим руководящим органом СРО – общим собранием членов организаций.
 
Собранные деньги лежат мертвым грузом?
- Сегодня мы аккумулируем довольно серьезные денежные средства. Если говорить о трех СРО – это более 700 миллионов рублей денежных средств компенсационных фондов, которые находятся на отдельном депозитном  счете в банке. Это наш страховой пул, который предназначен для возмещения ущерба третьим лицам, возникшим по вине члена СРО. Эти деньги являются неприкосновенными и полученные доходы от их размещения на депозитах полностью идут на пополнение компенсационного фонда. Средства, получаемые от членских и вступительных взносов – это основа нашего бюджета, который мы расходуем в течение года: 40% идет на образовательный проект,  20% – расходуется на контрольную и надзорную  деятельность, 15% – на разработку стандартов, остальное – на обеспечение работы Совета, исполнительной дирекции и общие мероприятия СРО.
 
Почему так получилось, что большинство строительных компаний, которые работали на сооружении БН-800 на Белоярской АЭС, не вошли в СРО атомной отрасли?
- Законодательство предоставляет равные права СРО при определении их сферы деятельности и категории объектов капитального строительства, на которые они вправе выдавать допуски к работам. И, несмотря на то, что Постановлением Правительства установлены очень высокие требования при выдаче допусков на атомные объекты, многие СРО продекларировали принятие этих требований и внесены в Госреестр Ростехнадзора как обладающие правом выдачи таких допусков. Другое дело: насколько объективны и требовательны эти СРО при выдаче допуска на атомные объекты. Уверен, что по мере углубления интеграции строительного комплекса атомной отрасли в составе наших СРО, дальнейшего развития и реального функционирования его системообразующих признаков, вопрос участия внесистемных организаций на строительстве основных объектов использования атомной энергии постепенно отпадет сам по себе.
 
На ваш взгляд, саморегулирование оправдывает себя?
- Когда создавалась система саморегулирования, многие предупреждали, что надо более серьезно подходить к делу. Вносились конкретные предложения по более жестким требованиям при создании СРО. Сегодня в законодательстве мы видим пробелы, которые создали возможность организовать работу СРО по принципу формирования крупных объединений из нескольких тысяч организаций, иметь возможность аккумулировать большие деньги, в том числе в компенсационный фонд, и выдавать допуски, при этом ничего реально не делая и ни за что не отвечая. Таких СРО сегодня не так много, по моей оценке до 30 из 270 строительных СРО. К сожалению, они бросают черную тень на всю систему.
В этом году был принят Федеральный Закон 359-й, который наделил полномочиями национальные объединения строителей и проектировщиков (НОСТРОЙ и НОПРИЗ) принимать меры по очистке своей системы от такого негатива. Я как вице-президент НОСТРОЙ участвую в этой работе. Первое, что установил закон – закрепил право нацобъединений проверять вновь образуемые и действующие СРО на соблюдение требований законодательства и отправлять заключение в «Ростехнадзор», за которым последнее слово: быть или не быть СРО. В результате проверки одна СРО лишена статуса и ликвидирована по инициативе Национального объединения строителей, шести некоммерческим партнерствам отказано в присвоении им статуса СРО. Думаю, до конца года руководство страны и общественность убедятся, что саморегулирование дееспособно, если ему дать полномочия и установить ответственность за поддержание системы на высоком, установленном законом уровне.
 
Виктор Семенович, а чего не хватает СРО атомной отрасли  для более эффективной работы?
- Без ложной скромности скажу, что СРО атомной отрасли продвинулись далеко в системе регулирования по набору функций и их развитию. Наши СРО сегодня в Российской Федерации всеми признанные лидеры, причем с большим отрывом. Но пределов совершенства, как известно нет и наше профессиональное  сообщество атомных строителей находится в стадии активного развития. 
Базовая задача одна: добиться реальной консолидации членов СРО как зрелого профессионального сообщества строительного комплекса атомной отрасли. Добиться, что бы каждый член СРО, каждый руководитель организации на деле чувствовали и понимали свою причастность, а, главное принимали активное участие в общем деле по воссозданию строительного комплекса, способного решать масштабные задачи развития атомной отрасли страны.
Решить эти задачи не просто, но первые ростки, безусловно, есть. Многие руководители, специалисты, эксперты сегодня работают с большим воодушевлением и не за деньги: участвуют в работе восьми наших комитетов, в дискуссиях по разработке стандартов и технологических регламентов, по совершенствованию подрядных отношений, по методологии ценообразования в строительстве, по импортозамещению и инновационным технологиям и т.д. Это новая работа, которую никто ранее не выполнял в таком масштабе. Мы идем по непаханому полю, никаких аналогов этой деятельности нет. Объединению нужны креативные, компетентные и инициативные специалисты. Наша задача – консолидация строительного сообщества, формирование высокого имени строительного комплекса атомной отрасли. 
 
А если предположить такую ситуацию, когда ваши партнеры скажут: нам СРО не выгодно, поищем что-то другое. Такое возможно? 

- Скорее всего, такое не случится. Количество организаций в СРО сегодня с большим запасом от нижней планки, которая установлена законом: минимальное СРО в стройке – 100 организаций. У нас насчитывается  350. Однако мы не ставим задачу по наращиванию численности организаций. У нас нет такой цели. Наша цель – обеспечить программу ГК «Росатом» своими мощностями, причем с большим запасом – сделать так, чтобы избыточные внутренние мощности поддерживали постоянную внутреннюю конкуренцию. Мы не собираемся добиваться монополизации. Это касается не только высокого уровня общего производственного потенциала, но и развития  компетенций по каждому виду специализированных работ. К примеру, сейчас ищем решение, как развить тепломонтажные организации являющиеся сегодня узким местом на атомных стройках. При этом необходимо учитывать,  что большинство компаний, входящих в стройкомплекс  обеспечивают выполнение программ и в других отраслях промышленности  -  в тепловой энергетике, гидроэнергетике, нефтегазовом комплексе. 
Мы работаем на конкурентом рынке и принимаем в состав СРО преимущественно строительные, изыскательские и проектные компании, которые заняты на объектах атомной отрасли. Все эти компании имеют право выбора и могут вступить в другие саморегулируемые организации с более щадящими требованиями и условиями. Тем не менее, есть уверенность, что уже сформировался вполне достаточный по количеству и потенциалу костяк нашей системы, который привлекает новые, наиболее серьезные компании страны. Они понимают, что получение свидетельства о допуске СРО атомной отрасли – это важный шаг на пути к участию в крупных серьезных стройках на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах в России и за рубежом.
 
Львиная доля средств СРО приходится на образовательный проект. Всем ли организациям удается обучить своих сотрудников?  Как построена эта система?
О том, как построена наша система профессионального образования говорилось уже не раз, главные принципы системы: — вся организационная работа по планированию учебных потоков в разрезе программ и учебных центров, заключению договоров с учебными центрами, формированию групп слушателей и контролю процесса обучения, итоговой аттестации, оплату за обучение производит СРО. Объем этой работы можно ощутить из анализа цифр, характеризующих количество прошедших обучение специалистов и рабочих в прошлом году. По программам повышения квалификации в объеме не менее 72 часов прошли обучение 4324 руководителей и специалистов организаций – членов СРО и подготовлено1360 квалифицированных рабочих. Затраты собственных средств СРО на обучение специалистов составили более 55,0 млн. рублей, кроме того на развитие материально-технической базы учебного центра СРО дополнительно 10,0 млн. рублей.
- Начиная с текущего года, введено квотирование нашим организациям числа обучаемых специалистов за счет средств СРО, исходя из размера их годового взноса.  Это связано с тем, что нередки случаи, когда сумма расходов на обучение специалистов отдельных организаций за год превышает размер их членских взносов за этот период. Высокую активность в образовательном проекте СРО проявляют концерн «Росэнергоатом», «Атомэнергопроект», НИАЭП, ФГУП «ПО Маяк», Атомэнергоремонт, НИКИМТ – Атомстрой, ОАО «Силовые машины» и ряд других организаций.  Но мы стараемся обучить всех желающих и находить оптимальный выход. Например, есть организации, которые слабо участвуют или вовсе не участвуют в образовательном проекте. В этом случае мы перераспределяем их квоты среди  более активных участниках образовательного проекта.

Зачем вам понадобилось обучать персонал? И как вы справляетесь с этой задачей?
- Конечно, у нас есть, установленное Федеральным законом право требовать от организаций соответствующей квалификации персонала не задумываясь, где и как они будут решать эту проблему. Но уже в первый год работы СРО нам стало ясно, что требовать можно до бесконечности, и не достичь результата,  поскольку возможностей и условий для обучения просто нет, система повышения квалификации специалистов строительного профиля и тем более подготовки квалифицированных рабочих полностью утрачена.
Понимая свою ответственность за возрождение строительного комплекса атомной отрасли, мы взяли на себя тяжелую, очень хлопотную миссию по организации подготовки строительных кадров. Сначала это была работа по координации взаимодействия наших организаций и учебных центров по повышению квалификации специалистов. Но уже на старте этой работы стало ясно, что результат можно достичь только при условии, если СРО станет прямым заказчиком образовательных услуг и будет определять требования к их качеству и контролировать процесс обучения и итоговой аттестации.  
С  2011 года образовательный проект СРО осуществляется на перечисленных выше принципах, при этом реализуется непрерывная программа повышения качества образования, но это уже отдельная большая тема. Совместно с Госкорпорацией «Росатом» создан современный учебный центр подготовки работников строительного комплекса атомной отрасли (НОУ ДПО «УЦПР») с  филиалами в Москве и Нововоронеже.
Мы развиваем эту деятельность, как я уже отмечал, инвестируем серьезные средства в развитие материально-технической базы учебных центров. В прошлом году, например, построили полигон по подготовке к работе на высоте и в опасных условиях. Сегодня это одна из востребованных площадок. В этом году мы планируем обучить 2,5 тысячи рабочих и повысить квалификацию не менее 4000 руководителей и специалистов.
 
А кто учит? Кто преподаватели?
- Мы привлекаем к учебному процессу преподавателей профильных вузов, в том числе МИФИ и МГСУ. Но главные носители современных прикладных  знаний — это специалисты  из отраслевых проектных институтов, строительных компаний, руководителей различных служб отраслевых организаций и исполнительной дирекции СРО. Считаю, что такой тандем специалистов со знаниями теории и практики дает наиболее высокий уровень подготовки специалистов.
 
 Журнал "Атомный эксперт"

Читать электронную версию журнала pdf (04.06.2015 15:43) (04.06.2015 15:43)

По состоянию на: 04.06.2015 19:45

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

javascript коды