Система строительных стандартов отстраивается заново. Разработанный почти 30 лет назад свод требований и правил потерял актуальность. Строителям атомной отрасли нужна новая нормативная база, которая унифицирует, упростит и сделает более эффективным проектирование и сооружение АЭС. О том, как решается эта проблема, «СР» узнала на конференции «Атомстройстандарт-2015».
Президент СРО атомной отрасли Виктор Опекунов, выступая на пленарном заседании, назвал одним из важнейших направлений стандартизации разработку техрегламентов. «Сегодня нет реальной системы стандартов для технологий», — констатировал он. Созданный в советское время сборник технологических требований к сооружению ядерного энергоблока с реактором ВВЭР ОТП-86 уже устарел, и привести его в соответствие с нынешними реалиями невозможно — необходим новый. Концерн «Росэнергоатом» заказал в СРО соответствующую работу еще в 2013 году. Уже пройден первый этап: создан и введен в действие перечень стандартных требований к технологическим регламентам. На основе этого документа готовится свод технологических требований к строительству энергоблока по проекту ВВЭР-ТОИ. Свод будет регламентировать практически все аспекты строительной деятельности на площадке АЭС, начиная с квалификации и оснащения персонала и заканчивая строительной техникой и механизмами, пояснил Виктор Опекунов. Он подчеркнул, что по степени детализации стандарты должны быть приближены к машиностроительным.
Другим важным направлением президент СРО атомной отрасли считает стандартизацию в области логистики. Речь идет об учете и регулировании движения всех видов ресурсов на стройплощадке — от людей и техники до отходов.
В СРО атомной отрасли (НП «Союзатомстрой», «Союзатомпроект», «Союзатомгео») объединены более 500 компаний. Они не просто участвуют в создании стандартов, но и обязаны внедрять их в свою работу, а также контролировать исполнение. Однако, признает Виктор Опекунов, с внедрением есть проблемы: «Мы получаем отчеты от компаний, что тот или иной стандарт введен в действие приказом руководства, но при выездных проверках сталкиваемся с такими случаями, когда в организации даже не помнят, что они этот стандарт вводился». По словам президента СРО, приходится вести настоящую борьбу за применение новых стандартов на практике.
В свою очередь заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Александр Зажигалкин напомнил участникам конференции, что федеральный закон 162 о стандартизации в РФ уже подписан президентом Владимиром Путиным и вступает в силу 29 сентября этого года. «Росатом» в рамках нового закона получает полномочия формировать разделы по стандартизации при подготовке документов стратегического планирования, а также полномочия и обязательства по разработке перспективных программ стандартизации отрасли. Срок предоставления в правительство ключевого документа, порядка стандартизации в области атомной энергии, истекает 15 января 2016 года.
По мнению представителя Росстандарта, главные достоинства закона в том, что стандартизация официально получает статус элемента государственной политики, а также в возможности ссылаться на стандарты в нормативно-правовых актах правительства и органов исполнительной власти.
Александр Зажигалкин поднял сверхактуальную для «Росатома» проблему — разработка международных стандартов. Он сообщил, что участие российской стороны в формировании международных стандартов в нефтегазовой отрасли сейчас блокируется западными коллегами. «В области атомной энергетики у нас могут возникнуть схожие проблемы, поэтому, учитывая наши внешнеэкономические планы, необходимо ставить очень серьезные задачи по международной стандартизации», — подчеркнул Александр Зажигалкин. Выход он видит в кооперации с Китаем. Китайская сторона в обсуждении сотрудничества с Россией ставит вопрос о признании эквивалентности стандартов в трех отраслях: нефтегазовой, высокоскоростном железнодорожном движении и ядерной энергетики. «Из всего этого я делаю вывод, что китайские производители и строители хотят поучаствовать в возведении объектов нашего атомного комплекса», — сказал замруководителя Росстандарта.
Он пояснил, что государственная политика России в области стандартизации имеет три приоритета: импортозамещение, открытость для инноваций (возможность вносить в стандарты изменения, отражающие развитие отрасли) и информационное моделирование (создание информационных моделей технических проектов). Александр Зажигалкин призвал членов СРО активнее предлагать нормативы и требования для введения на федеральном уровне, особо выделив сферы инжиниринга и предоставления услуг.
Директор отраслевого центра планирования и контроля сооружения объектов НИАЭП Дмитрий Шепелев в своем докладе привел несколько примеров оптимизации строительства АЭС с реакторами ВВЭР. Вместе с тем он отметил, что стандартизация положительного опыта буксует. Так, подтверждено на практике, что общий сервер для технической документации между заказчиком и инжиниринговой компанией в три раза сокращает сроки согласования. «Но каждый раз на новой площадке вновь и вновь приходится убеждать заказчика ввести это решение», — говорит Дмитрий Шепелев.
На конференции собрались 280 специалистов по атомному строительству. Пресс-секретарь СРО Роман Яковлев сообщил, что по сравнению с 2014 годом участников «Атомстройстандарта» стало значительно больше: «В зале, который в прошлом году свободно вместил всех желающих, пришлось ставить дополнительные стулья».
Виктор Опекунов
Президент СРО атомной отрасли:
— Упасть легко — подняться сложно. В годы падения экономики, когда все институты регулирования были ослаблены, стандартизация вообще была практически обнулена, что привело к деградации системы стандартов. Была утрачена квалификация: специалистов и подразделения, которые занимались стандартизацией, сократили. Сейчас необходим обратный процесс. Но созидание так быстро, как разрушение, не происходит.
Внедрение стандартов позволяет компании выстроить свою работу более грамотно, эффективно, в том числе с точки зрения экономики. К сожалению, такая мотивация прямого действия не имеет. Отдельные стандарты требуют затрат, а компании к ним не готовы, хотя со временем все окупится за счет упорядочения деятельности. Но это будет потом, а копеечку уже сейчас надо вкладывать.
Однако проблемы не столько в финансовой плоскости, сколько в психологическом блоке. Увы, многие привыкли делать все на коленке. Зачем следовать стандарту, в котором написано, какая скорость охлаждения бетона допустима? Мы знаем, если бетон будет слишком быстро сохнуть, появится трещина, этот параметр нужно контролировать: ставить датчики, отслеживать, как меняется температура, то есть градиент ее падения. «А зачем всем этим заниматься? — думают некоторые руководители. — Трещины будут? Ну, мы возьмем и заштукатурим».
Как это ни печально, но с нашей стороны может быть только мотивация кнутом. Мы контролируем работу подрядчиков, выносим предписания. Штрафы налагать не можем, но имеем право лишить нерадивые компании допуска и устранить со строительной площадки. Для них это потеря работы. Таких фактов множество. В прошлом году порядка 60 организаций исключили из СРО за нарушения, в том числе технологические.
А что касается пряника, то тут руководитель компании должен сам понять свои выгоды. Это психология и обучение. Мы конференции такие, как сейчас, проводим, пытаемся повысить интерес организаций и добиться понимания особой важности внедрения и исполнения стандартов.
Источник: СТРАНА РОСАТОМ