Рабочие специальности как необходимое условие развития страны

RUSCable

6  июня прошел первый день Всероссийского электротехнического конгресса «Электромонтаж-2016». Он открылся  пленарным заседанием «От высоких стандартов к профессиональным компетенциям», на котором обсудили формирование механизмов кадрового обеспечения высокотехнологичных отраслей промышленности по сквозным рабочим профессиям.

Модерировал пленарное заседание представитель Группы компаний IEK, организатор Первого открытого отраслевого чемпионата по электромонтажу «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Петр Некрасов. Конгресс проводится совместно с  первым отраслевым конкурсом по электромонтажу по стандартам WorldSkills Russia. Несмотря на молодость движения в России – всего 2,5 года – многого уже удалось добиться. «Сегодня в рамках заседания хотелось бы поговорить о развитии специалистов на электротехническом рынке. О том, какие задачи ставит государство, о том, чего и зачем мы пытаемся достичь,  как представители отраслевых компаний, как представители коммерческих компаний. И как в этом нам пытается помочь профессиональное сообщество, что для этого могут сделать учебные заведения и каких целей мы достигли»,  – сказал г-н Некрасов.

О стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2020 года рассказала представитель Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ Инна Черноскутова. Она рассказала, что сейчас восстанавливается обучение профессии электромонтажника, частично утерянной в годы перестройки. Г-жа Черноскутова отметила, что в 2015-2016 порядка 2,7 млн. человек обучаются по программам среднего профессионального образования. Сегодня подготовка по программам среднего специального образования ведется по трем направлениям: взаимодействие с бизнесом в виде государственно-частного партнерства; ориентация требований подготовки на заказ работодателей; создание «социальных лифтов» для студентов, многие из которых приходят в систему среднего профобразования из не очень обеспеченных семей, инклюзивности образования и безбарьерной среды. Существует приоритетный список ТОП-50 профессий среднего профессионального образования, образовательные стандарты для которых приводят в соответствие мировым стандартам и требованиям работодателей. Одной из приоритетных задач на 2016 год г-жа Черноскутова назвала построение инфраструктуры для подготовки кадров по профессиям ТОП-50.

При этом Министерство образования будет вести мониторинг качества образования по нескольким параметрам. Это и участие в международных конкурсах, и практика на иностранных предприятиях российских студентов (в этом году засчитывается практика по специальности не менее месяца), и обучение иностранных студентов в системе профессионального образования в России. Г-жа Черноскутова также доложила, что заключено соглашение с пенсионным фондом по передаче данных о трудоустройстве выпускников, продолжительности работы и уровне зарплат в течение полутора лет после выпуска для системы мониторинга. Представитель Министерства образования также подчеркнула, что систему среднего профессионального образования в ближайшие годы ждут активные перемены, а  предприятиям откроются новые возможности.

Специально для RusCable.Ru г-жа Черноскутова рассказала о помощи профессионального сообщества в разработке образовательных программ. Профессиональные стандарты с помощью сообществ разрабатывают под эгидой Минтруда. «Мы берем утвержденные Минтрудом стандарты за основы, потому что для среднего образования важна работа под заказчика, и доводим до федеральных государственных образовательных стандартов», — пояснила Инна Анатольевна.

 Эксперт Worldskills Максим Певин поделился опытом швейцарского подходе в сфере подготовки рабочих кадров в системе Worldskills. Для более чем 260 рабочих профессий в Швейцарии разработаны стандарты, которые определяют отраслевые компании. Если потенциальный студент хочет работать на каком-то предприятии, то он должен обратиться в компанию и пройти тестирование, а компании уже выбирают себе лучших студентов для обучения в колледжах. Уже обучающиеся студенты находятся в активной связи с куратором от производства и всё обучение построено под выход готового специалиста по направлению. Важной особенностью швейцарского образования рабочих кадров является непрерывная связь с производством, на котором хочет работать студент.

 Помощник Президента НП «СОЮЗАТОМСТРОЙ», Наталия Чупейкина рассказала о системном подходе СРО атомной отрасли к подготовке персонала. Г-жа Чупейкина подчеркнула, что одной из самых больших проблем являются недобросовестные поставщики образования, которые выдают «корочки» без реальных навыков. Способом борьбы с этим "контрафактом" на рынке труда выбрали оценку квалификации и подтверждение квалификации. «Квалифицированные рабочие появляются тогда, когда мы говорим о строительстве, реконструкции и введении в эксплуатацию объектов»,  – сказала она.

 С 2011 года СРО атомной отрасли стало заказчиком процесса повышения квалификации, стороной договора об оказании образовательных услуг. СРО приняли на себя функции планирования и организации учебных потоков в разрезе профессий и специальностей в качестве заказчика образовательных услуг и их финансирование. Статус Заказчика-плательщика позволил влиять на качество обучения, контролировать посещаемость и качество итоговой аттестации. Г-жа Чупейкина призвала профессиональные сообщества активней участвовать в разработке профессиональных стандартов.

 Напомним, что конгресс проходит в рамках 25 юбилейной международной выставки «ЭЛЕКТРО 2016» в Москве в ЦВК «Экспоцентр» и продолжает свою работу 7 июня 4 секционными заседаниями.

 Мероприятие организуют WORLDSKILLS RUSSIA и Агентство деловых коммуникаций «ПРИОРИТЕТ» при содействии ЦВК «Экспоцентр». Стратегическим партнером является группа компаний IEK. Генеральный информационный партнер — RusCable.Ru.

По состоянию на: 08.06.2016 15:15

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

javascript коды