Повестка дня изменений законодательства о деятельности саморегулируемых организаций в области строительства пополнилась очередным законопроектом, который в последнее время все активнее обсуждается профессиональным сообществом. Речь о законопроекте №892161-6 «О внесении изменений в статью 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации», который предусматривает лишение Ростехнадзором статуса СРО, которые не разместили на специальных счетах компенсационный фонд в размере так называемого «исторического максимума» — суммы, которая сформирована до вступления в силу федерального закона 372-ФЗ. В настоящее время законопроект принят Государственной Думой в первом чтении и готовится к рассмотрению во втором и третьем чтениях в ближайшее время. О том, в чем суть законопроекта и как его нормы повлияют на деятельность СРО и строительных организаций, нам рассказал президент СРО «Союзатомстрой» Виктор Опекунов, хорошо знакомый с работой над этой законодательной инициативой.
«Несмотря на болезненные реформы градостроительного законодательства последнего времени, этот законопроект в большой степени восстанавливает справедливость по отношению к тем СРО, которые с первого дня своего создания бережно относились к деньгам строительных организаций и сохранили компенсационные фонды в полном объеме на уровне того самого исторического максимума. Законопроект существенно уточняет позиции 372-ФЗ и, фактически, закрывает возможность легализовать потери компенсационных фондов, которые на сегодняшний день, как мы знаем, в совокупности составляют около 60 млрд. руб. 147 из 267 СРО не разместили или разместили не в полном объеме деньги компенсационных фондов на специальных счетах. В случае принятия законопроекта, таким СРО придется нести за это ответственность и это справедливо», отмечает В. Опекунов.
По его мнению, второй важнейшей нормой законопроекта является обязанность СРО распределять средства компенсационного фонда, накопленные за счет депозитных процентов, на членов СРО, участвующих в формировании нового компфонда обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО). Законопроект предусматривает распределение, пропорциональное сумме ранее внесенных строительными организациями средств компфонда. Эта норма призвана снизить финансовую нагрузку на строителей, которым эти средства зачтутся в качестве взноса в компенсационный фонд, если они выполняют работы в рамках конкурсных процедур в соответствии с 44-ФЗ и 223-ФЗ и участвуют в формировании компфонда ОДО.
«Действительно, сегодня нет механизма использования средств, накопленных за счет депозитных процентов банка, для формирования КФ ОДО, поэтому строительным организациями приходится вносить взносы дополнительно и в полном объеме, что негативно сказывается на отрасли в целом, ведь, эти деньги, по сути, выводятся из строительного комплекса. При этом, к примеру, в СРО «Союзатомстрой» в полном объеме сохранен исторический максимум компенсационного фонда, размер которого составляет 813 млн. руб. из которых 200 млн. – сумма накопленных процентов по банковским депозитам. Нет никаких сомнений в том, что эта сумма в значительной степени способна обеспечить ответственность строительных организаций–членов СРО по договорным обязательствам и мы считаем справедливым распределение этих средств пропорционально взносам наших компаний. Ранее я представлял в Минстрой свое предложение перераспределять не только средства, накопленные от депозитных процентов, но и часть компфонда, сформированного исключенными, либо добровольно вышедшими из СРО компаниями, тогда финансовая нагрузка на бизнес была бы еще ниже. Тем не менее, хорошо что норма, пусть и в таком несколько урезанном виде, нашла свое отражение в новом законопроекте», добавляет В. Опекунов.
Таким образом, СРО, полностью или частично утратившие средства компенсационных фондов, находятся в зоне высокого риска лишения своего статуса. Тот же законопроект оговаривает, что у таких СРО есть время восстановить исторические максимумы компфондов до 1 сентября 2017 года, а если этого не произойдет, то уже с 1 октября 2017 года Ростехнадзор будет лишать их статуса саморегулируемых организаций. Совершенно очевидно, что строительные компании, состоящие в таких СРО, не смогут рассчитывать на какую-либо финансовую поддержку за счет распределения средств компенсационных фондов.
По оценке Виктора Опекунова, лишиться статуса могут более 50% СРО, что, безусловно, отразится и на работе их членов – строительных организаций. Строительным компаниям сегодня стоит задуматься о своей дальнейшей судьбе: оставаться в тех СРО, которые находятся в зоне риска или выбирать из тех, которые педантично исполняют все требования законодательства и обладают большим потенциалом развития. На этот выбор остается меньше месяца, ведь переход из одной СРО в другую после 1 июля 2017 года, в соответствии с действующим Градостроительным Кодексом, будет невозможен. В случае добровольного выхода из СРО или же исключения из ее членов после этой даты, организации лишаются права в течении одного года вступать в другие СРО и, фактически, теряют правоспособность заниматься строительной деятельностью. Тем, кто не успеет оформить переход их неблагополучных СРО в более надежные системы, придется дожидаться официального лишения статуса своих СРО Ростехнадзором, при этом деятельность этих СРО в данный период будет практически парализована.
Стоит отметить, что руководители строительных организаций в большинстве своем до сих пор плохо представляют себе ситуацию с реформой саморегулирования и, следовательно, недооценивают риски участия в СРО, которые нарушают законодательство. Между тем, положение дел таково, что после 1 июля 2017 года, может сложиться ситуация, когда даже крупные системные компании, выполняющие работы на сложных инфраструктурных объектах, окажутся вне рынка, что может поставить под угрозу реализацию важнейших проектов практически во всех отраслях страны.
Однако есть и такие строительные компании, которые уже сейчас выбирают иной путь развития и переходят в СРО, которые не просто исполняют законодательство, но и ведут системную работу, направленную на развитие строительного
комплекса. В частности проводят контроль и надзор за деятельностью компаний непосредственно на строительных площадках, ведут разработку ключевых строительных стандартов, выстраивают систему профессионального образования и реализуют другие проекты, направленные на создание профессионального сообщества строителей.
«Конечно, процесс оздоровления системы саморегулирования идет сегодня недостаточными темпами. Многие руководители строительных компаний, находящихся в неблагонадежных СРО, по разным причинам не спешат переходить в доказавшие свою надежность системы, хотя негативнее последствия такого промедления сегодня абсолютно очевидны. Именно с целью минимизации таких негативных последствий для строителей, сохранения и развития профессионального сообщества, которое создавалось нами с 2009 года, СРО «Союзатомстрой» ведет масштабную реформу своей деятельности. Суть ее в создании полноценного межотраслевого партнерства, которое сохранит приоритет атомного строительства, но при этом объединит крупные организации, выполняющие работы в электроэнергетике, промышленности, на инфраструктурных объектах. У нас достаточный опыт в области стандартизации в атомной отрасли, который мы готовы применять и в других отраслях, мы ведем полноценный мониторинг строительных площадок и реально контролируем выполнение работ, у нас создана и действует инфраструктура подготовки кадров, в частности – собственный учебный центр, где ежегодно проходят обучение более 3000 рабочих и 4000 руководителей и специалистов организаций-членов СРО. С уверенностью могу сказать, что в условиях нового законодательства, где роль СРО в обеспечении выполнения договорных обязательств своими членами приобретает особую значимость, только СРО с налаженной системой работы по всем перечисленным выше направлениям деятельности, способна нести ответственность за сооружение крупных объектов и тем более, относящихся к категории опасных и технически сложных, которыми мы занимаемся в атомной отрасли с первых дней введения саморегулирвоания», подытожил Виктор Опекунов.
Источник: ANCB.ru