В июне 2017 года была принята поправка к этому закону, обязывающая СРО сохранять компенсационный фонд в размере «исторического максимума» и подтвердить наличие этих средств до 1 сентября текущего года. Затем на рассмотрении в Государственной Думе РФ был еще один законопроект, отменяющий норму Градостроительного Кодекса о том, что строительные организации, добровольно вышедшие из СРО после 1 июля 2017 года, не имеют права в течение года вступать в другую СРО и, фактически теряют правоспособность заниматься строительной деятельностью. Но по данному законопроекту даже не начался регламентный процесс его рассмотрения. Однако на этом инициативы по внесению изменений в Градкодекс не заканчиваются. Сейчас на рассмотрении Госдумы находится новый, но куда более важный и системный документ, определяющий принципы создания специализированных или, как их еще называют, отраслевых СРО, работающих в области топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
Законопроект №201354-7, размещенный на официальном сайте Госдумы, пока широко не освещался, хотя он направлен на существенное изменение текущего положения дел – сохранение института отраслевых саморегулируемых организаций в атомном, нефтегазовом, электроэнергетическом комплексах. Данный законопроект внесен на рассмотрение 16 июня 2017 года группой из 15 депутатов и сейчас направлен в профильный Комитет Госдумы по транспорту и строительству для организации его рассмотрения и принятия в соответствии с регламентом Госдумы. Что на деле означает эта инициатива, каковы перспективы законопроекта и возможные сроки его принятия? На эти вопросы редакции в эксклюзивном разговоре отвечает президент СРО «Союзатомстрой» Виктор Опекунов, которого по праву можно назвать одним из главных идеологов данного законопроекта.
По его словам, действующий Градостроительный Кодекс (в редакции 372-ФЗ), часть норм которого вступят в силу с 1 июля 2017 года, совершенно не учитывает специфики деятельности специализированных саморегулируемых организаций, которые объединяют строителей, проектировщиков и изыскателей, выполняющих работы при сооружении сложных инженерных объектов, каковыми, безусловно, и в первую очередь, являются объекты ТЭК. Тем не менее, именно эти СРО, ведущие свою деятельность с 2009 года, стали первыми в России профессиональными строительными сообществами, реализующими важнейшие проекты в области оценки соответствия и контроля качества строительно-монтажных работ, разработки ключевых строительных стандартов, учитывающих специфику работы на объектах базовых энергетических отраслей, обеспечения строительных площадок квалифицированными персоналом с обязательным контролем и надзором при сооружении объектов. Реализация этих проектов, в свою очередь, позволила наладить тесное взаимодействие строителей, проектировщиков и изыскателей: заказчика, генподрядчика и генпроектировщика и субподрядных организаций, обеспечив комплексный подход к сооружению энергетических объектов.
Сегодня же закон вводит нормы, полностью разрушающие такую, доказавшую свою работоспособность, комплексную систему. Во-первых, такие отрасли как, например, атомная или нефтегазовая не могут работать в условиях так называемого принципа регионализации, предписываемого Градкодексом, когда в СРО должны состоять только организации, зарегистрированные по мету регистрации своей СРО. А, во-вторых, отраслевые СРО, для сохранения эффективной системы, направленной на обеспечения качества сооружения объектов, должны объединять не только генеральных подрядчиков, как это указано в новом законе, но и пул субподрядных организаций, реально выполняющих весь комплекс строительно-монтажных работ. Иначе произойдет дезинтеграция всего комплекса энергетического строительства и создаст риск попадания на строительные площадки компаний, не обладающих необходимыми компетенциями для сооружения объектов ТЭК.
Как правило, субподрядчики на таких объектах выбираются на основании конкурентных процедур, к сожалению, все чаще в форме аукционов. При этом законом исключается обязательное членство этих организаций в СРО и не предлагается никакой альтернативной системы, компенсирующей функции саморегулирования по оценке квалификации компаний, соответствия ее высоким требованиям к строительству объектов энергетики. Создается ситуация, при которой генеральный подрядчик обязан заключить договор с любой компанией, выигравшей аукцион, в том числе, за счет демпинга, и не может предъявить к ней никаких требований к квалификации. Таким образом, доступ к сооружению сложных инженерных объектов ТЭК будет открыт для любых компаний, единственной целью которых является «заработок любой ценой». Более того, сейчас сложнейшие стойки ТЭК попадают в худшее положение, чем, например, жилищное строительство, где компании-застройщики сами формируют подрядные альянсы и попадание на их стройки некомпетентных компаний является их личной недоработкой. Получается, что недобросовестным компаниям будет проще попасть на строительство объектов ТЭК, чем на строительство многоэтажного дома.
«Приведу пример из жизни СРО «Союзатомстрой». Один из членов нашего Объединения – крупнейший подрядчик по выполнению сложнейшего комплекса пусконаладочных работ на объектах атомной отрасли – АО «Атомтехэнерго» исторически зарегистрирована в Московской области в Мытищах и в 500 метрах от МКАДа. При этом никогда никаких работ в Подмосковье она не выполняет, а работает исключительно на объектах отрасли и осуществляет пуск энергоблоков АЭС, исследовательских реакторов и других объектов. В Московской области у нее находится центральный офис, где работает 100 человек управленческого персонала: юристы, экономисты и директорат, а 5000 сотрудников и мощнейшие производственные комплексы находятся на всех площадках сооружения АЭС и других объектов атомной отрасли по всей стране. Теперь законодательство требует от этой организации уйти из СРО «Союзатомстрой», учредителем которой она, кстати, является, и перейти в региональную СРО в Подмосковье. В чем логика такого решения? Ответа на это вопрос нет и быть не может. Более того, ни одна региональная СРО просто не готова к работе с такими компаниями, выполняющими сложнейшие работы на этапе завершения строительства, пуско-наладки и впоследствии эксплуатации энергоблоков АЭС. И таких примеров можно привести десятки. Это обратная сторона регионализации – регионализация наоборот», — рассказывает В.Опекунов.
Это еще раз подтверждает непродуманность новых норм закона и отсутствие прогнозирования и оценки последствий принятия таких решений, которые, вероятно, сделаны на основе формирования рынков строительства общегражданских и других объектов регионального значения и неприемлемо при сооружении объектов федерального и международного значения, к которым относятся все объекты ТЭК.
С целью исправить ситуацию и сохранить комплексность саморегулируемых организаций в ТЭК, Виктор Опекунов с коллегами из других отраслевых СРО выступили с инициативой подготовки законопроекта, исключающего требование регионализации системы саморегулирования для строительных компаний, участвующих в сооружении объектов ТЭК; обязательного членства в саморегулируемых организациях субподрядных организаций при выполнении ими работ на объектах ТЭК по договорам, заключенным по результатам конкурентных процедур; а так же установления требований и порядка определения СРО, члены которых обладают правом выполнения работ на таких объектах.
«С такой инициативой мы обратились к руководству фракции «Единой России» в Госдуме. После серьезного анализа предлагаемых изменений с привлечением большого количества экспертов, инициатива была рассмотрена и одобрена Комитетом по энергетике Госдумы, Экспертно-консультативным советом фракции по совершенствованию законодательства в сфере экономической политики, промышленности и науки, Координационным советом по законотворческой деятельности «Единой России» и только после этого законопроект №201354-7 внесен рассмотрение Госдумы депутатами фракции «Единая Россия» Г.И. Скляром, Е.В. Паниной, И.Н. Игошиным, В.М. Кононовым», — поясняет президент СРО «Союзатомстрой».
Кроме того, эта инициатива была поддержана министром энергетики А.В. Новаком, заместителем Министра экономического развития Российской Федерации С.В. Шиповым, генеральным директором Госкорпорации «Росатом» А. Е. Лихачевым, секретарем Генерального Совета ВПП «Единая Россия» С.И. Неверовым, президентом РСПП А.Н. Шохиным, Координационным советом по законотворческой деятельности фракции «Единая Россия» Государственной думы РФ, а также Общественной палатой РФ, Торгово-промышленной палатой РФ, многими профессиональными объединениями и экспертными организациями.
«Логика нашего законопроекта продиктована здравым смыслом и самой историей создания ведущих энергетических отраслей. Со времен СССР, в этих отраслях существовали строительные комплексы Минэнерго, Минсредмаша, отвечающего за реализацию атомного проекта, Миннефтегазстроя, которые сооружали все энергетические объекты и инфраструктуру, включая города-спутники таких объектов. То есть строительство в топливно-энергетическом комплексе всегда регулировалось отдельно, потому что связано со специальными требованиями к технологиям сооружения объектов, их качеству и безопасности, а также с учетом режимных ограничений. Это связано еще и с тем, что именно энергетика создает условия для развития всех секторов экономики в стране, а по факту является главной основой экономической, а, если говорить про атомную энергетику, то и национальной безопасности», — отмечает В. Опекунов
Однако, по его словам, работа по законопроекту и связанные с этим бюрократические процедуры отняли очень много времени, а в Государственную Думу законопроект попал слишком поздно для того, чтобы принять его в весеннюю сессию. Тем не менее, эта работа продолжается, и документ будет рассмотрен Госдумой в сентябре – октябре 2017 года.
«Теперь наша ключевая задача обеспечить рассмотрения законопроекта в осеннюю сессию Госдумы. А до этого, он должен пройти согласование на уровне субъектов Российской Федерации, Правительства РФ и рассмотрение профильного Комитета по транспорту и строительству. Конечно, потребуется снова вносить в него небольшие поправки, так как мы готовили его текст исходя из того, что он может быть принят до 1 июля 2017 года. В частности, необходимо предусмотреть законодательную возможность новой интеграции строительных комплексов ТЭК на площадках специализированных СРО с возвращением выплат в компенсационные фонды тех компаний, которые вынуждены перейти в региональные СРО, как мы надеемся, временно. К сожалению, сейчас мы обязаны дезинтегрировать комплекс и обеспечить переход строительных организаций в регионы, но наш законопроект позволит нам в течение короткого времени снова воссоединить строительный комплекс атомной отрасли в СРО «Союзатомстрой», когда законопроект будет принят. Подавляющее большинство организаций-членов СРО в области ТЭК с огромным сожалением и непониманием вынуждены перейти в региональные СРО, часто те, где есть большие проблемы с состоянием компенсационных фондов, но они с нетерпением будут ожидать момента, когда смогут вернуться в свои родные, созданные с их непосредственным участием, саморегулируемые организации», — констатирует В. Опекунов.
Наша редакция будет с интересом следить за и судьбой этого важного для системы саморегулирования законопроекта и оперативно информировать читателей о его дальнейшей судьбе.
АВТОР: Артем Белозеров
Источник: Агентство Новостей "Строительный бизнес"